• С учетом внешних факторов которые. Внешняя среда фирмы и ее влияние на планирование деятельности предприятия

    Когда ветер и/или течение начинают оказывать существенное влияние на движение лодки, для определения своего предположительного местоположения следует использовать другую технику - построение счислимой позиции с учетом внешних факторов (ветра и течения).

    Первый фактор, который мы будем учитывать, это ветер (Wind). Любое судно, не обязательно парусное, обладает некоторой парусностью корпуса, что неизбежно приводит к его дрейфу под ветер (Leeway). В зависимости от силы ветра значение ветрового дрейфа может находиться в пределах от 0 до 10°. Практически дрейф под ветер можно оценить с помощью ручного компаса-пеленгатора - дрейф будет равен отклонению кильватерного следа от диаметральной плоскости яхты.

    Кроме цифровой величины дрейфа в градусах нам понадобится еще направление ветра (Wind Direction), которое выражается с помощью розы ветров. Нужно помнить, что северный ветер - это ветер, который дует с севера, и, естественно, такой ветер будет сносить вашу яхту на юг.

    При учете дрейфа под ветер обратите внимание на то, будет ли ветер увеличивать или уменьшать значение курса вашей лодки. Например, если ветер северный и яхта идет на восток, то дрейф под ветер приведет к увеличению значения курса, и при решении задачи нужно будет прибавить значение дрейфа к истинному курсу яхты. Если при том же северном ветре яхта идет на запад, то ветер будет уменьшать значение курса, значит, величину дрейфа из величины курса надо уже вычитать.

    Второй внешний фактор, течение (Current), характеризуется двумя параметрами - направлением (Set) и скоростью (Drift). Направление течения выражается в градусах и полностью аналогично истинному курсу судна, скорость измеряется в узлах. Течения могут быть постоянными, и тогда они отмечены на карте, и приливно-отливными, тогда направление и скорость следует брать из приливных атласов, где эти параметры течений указаны на каждый час пути.

    Порядок решения задачи построения счислимой позиции с учетом внешних факторов следующий:

    Сначала мы откладываем вектор движения нашей яхты с учетом сноса под ветер (не забывая предварительно перевести компасный курс в истинный). По сути, это наш путь относительно воды, на карте он обозначается одной стрелкой. Соответствующий курс называется курсом относительно воды (Course Through Water, CTW), скорость движения - скоростью относительно воды (Speed Through Water, STW), именно эту скорость показывает лаг.

    Из полученной точки откладываем вектор течения (Current Vector), обозначаем его тремя стрелками в направлении течения.

    Результирующий вектор является нашим путем относительно грунта, его мы отмечаем двумя стрелками. Соответствующий курс называется курсом относительно грунта (Course Over Ground, COG). Скорость относительно грунта (Speed Over Ground) нам показывает GPS.

    Международным символом, обозначающим EP, является треугольник.

    480 руб. | 150 грн. | 7,5 долл. ", MOUSEOFF, FGCOLOR, "#FFFFCC",BGCOLOR, "#393939");" onMouseOut="return nd();"> Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут , круглосуточно, без выходных и праздников

    Нечай Мария Григорьевна. Антикризисное управление финансовой устойчивостью предприятий с учётом внешних и внутренних факторов: диссертация... кандидата экономических наук: 08.00.10 / Нечай Мария Григорьевна; [Место защиты: Том. гос. ун-т].- Томск, 2009.- 214 с.: ил. РГБ ОД, 61 10-8/608

    Введение

    1 Теоретико-методические подходы антикризисного управления финансовой устойчивостью предприятий 11

    1.1 Антикризисное управление финансовой устойчивостью российских предприятий 11

    1.2 Методические подходы к диагностике кризисных процессов и повышению финансовой устойчивости предприятий 26

    1.3 Механизм банкротства в системе антикризисного управления 45

    Выводы по главе 1 64

    2 Анализ влияния изменения тарифов естественных монополий на финансовое состояние предприятий (на примере Томской области) 67

    2.1 Анализ влияния изменения тарифов на услуги естественных монополий на экономический рост и уровень инфляции в экономике.67

    2.2 Анализ тенденций изменения финансового состояния предприятий основных отраслей (видов экономической деятельности) Томской области 78

    2.3 Анализ финансового состояния энергопроизводящих предприятий Томской области 93

    Выводы по главе 2 105

    3 Совершенствование антикризисного управления финансовой устойчивостью предприятий на основе минимизации внешних негативных воздействий ... 107

    3.1 Повышение финансовой устойчивости предприятий на основе сдерживания тарифов естественных монополий 107

    3.2 Создание эффективной системы мониторинга финансовой устойчивости предприятий 122

    3.3 Моделирование социально-экономических последствий роста тарифов и стимулирование энергопроизводителей к повышению эффективности функционирования на основе установления объективно обусловленных издержек 138

    Выводы по главе 3 152

    Заключение 156

    Список использованных источников и литературы 161

    Введение к работе

    Актуальность темы исследования. Теория и практика антикризисного управления предприятиями приобретает особое значение в условиях финансового кризиса. Причинами предбанкротного состояния предприятий являются: неэффективная маркетинговая политика, невысокий уровень менеджмента, отсутствие системы мониторинга финансово-рыночного состояния предприятия, а также низкая управляемость факторами внешней среды. Таким образом, в общем и целом кризисные тенденции на российских предприятиях определяются внешними и внутренними причинами. Внешние причины обусловлены прежде всего не зависящими от предприятий ценами на услуги естественных монополий, ценами на материальные ресурсы.

    Большинство российских предприятий в ходе своего развития и функционирования сталкивается с кризисными процессами, что обуславливает необходимость внедрения системы антикризисного управления и регулярного управления рисками предприятия в целях нейтрализации или смягчения кризисных ситуаций.

    Стоимость услуг энергопроизводящих предприятий входит в сферу особого контроля и регулирования со стороны государства. Однако в целях создания конкурентного рынка электроэнергетики, формирования эффективной, саморазвивающейся структуры отрасли проведена организационно-функциональная реформа отрасли, сопровождаемая тенденцией снижения сферы государственного контроля за деятельностью энергообеспечивающих предприятий. Сложившаяся ситуация, в силу особой значимости отрасли для безопасного функционирования и развития экономики страны, актуализирует вопросы антикризисного управления с учётом баланса интересов энергопроизводящих и энергопотребляющих предприятий.

    В связи с этим является актуальным исследование зависимости финансового состояния предприятий от изменения факторов внешней среды: стоимости услуг естественных монополий, оценки степени их финансовой устойчивости, внедрения механизмов антикризисного управления финансовой устойчивостью предприятий и создание эффективной системы финансового контроля за деятельностью энергопроизводителей, основанной на современном мониторинге и моделировании социально-экономических последствий роста тарифов.

    Степень научной разработанности проблемы. Сущность и методы антикризисного управления предприятием рассматриваются в работах Г. А. Александрова,

    М. Д. Аистова, К. В. Балдина, А. Г. Грязновой, С. А. Дведенидова, Р. Н. Деникаева, Е. П. Жарковской, Э. М. Короткова, Э. С. Минаева, В. П. Панагушина, Р. А. Попова, Н. В. Родионовой, Е. М. Трененкова, Э. А. Уткина. В частности, наблюдается изменение взглядов российских ученых на сущность антикризисного управления, указывается на необходимость использования системного подхода при анализе и синтезе его методов.

    Влияние естественных монополий на социально-экономическое развитие территорий, финансовое состояние потребителей услуг инфраструктурных отраслей рассматривается в работах Г. С. Асланяна, А. Г. Вдовиченко, Е. В. Гальперовой, Б. 3. Гамм, А. Ф. Дьякова, А. П. Зотова, Ю. Д. Кононова, Д. Ю. Кононова, Е. Н. Куд-ряшовой, Н. Г. Любимовой, Н. И. Суслова, Д. Н. Патрушева, А. А. Тукенова, В. В. Хлебникова и других, здесь также исследуется результативность государственного контроля за деятельностью естественных монополий в российской практике и в развитых зарубежных странах.

    Анализ финансового состояния организаций, в том числе финансовой устойчивости и оценки вероятности банкротства, рассматривается в классических работах К. В. Балдина, И. А. Бланка, О. Н. Волковой, Л. В. Донцовой, Н. А. Никифорова, Д. А. Ендовицкого, В. В. Ковалёва, Е. В. Негашева, Р. С. Сайфулина, А. Д. Шеремета, а также дополняется и усовершенствуется по отдельным узким направлениям такими молодыми исследователями, как С. А. Дведенидова, Г. В. Левшин, Е. М. Тре-ненков, Г. А. Хайдаршина, И. В. Черняева, 3. А. Круш, А. В. Лущикова и другими.

    Несмотря на накопленный теоретико-методический опыт в области финансового анализа, антикризисного управления, имеется мало работ, оценивающих влияние деятельности естественных монополий на финансовую устойчивость потребителей их услуг и эффективность воздействия государства на финансовое состояние самих предприятий, производящих услуги в области электроэнергетики, водопровода, газового хозяйства.

    Рассмотрение в диссертационном исследовании проблем преодоления кризисных явлений на предприятиях в быстроменяющихся условиях национальной экономики России с позиции оценки их финансовой устойчивости вследствие изменения тарифов и услуг естественных монополий позволило обобщить накопленный опыт и разработать новые научно-методические подходы, которые в интегрированной форме представляют собой эффективную систему антикризисного управления деятельностью предприятия.

    Область исследования. Диссертационная работа выполнена в рамках раздела «Финансы предприятий и организаций» паспорта специальности ВАК 08.00.10 -«Финансы, денежное обращение и кредит» в соответствии с п. 3.3 «критерии и методы оценки финансовой устойчивости предприятий, исследование внутренних и внешних факторов, влияющих на финансовую устойчивость», п. 3.13 «формы и методы финансового оздоровления предприятий».

    Объектом исследования являются финансово-экономические отношения энергопроизводящих и энергопотребляющих предприятий в регионах России

    Предмет исследования - условия и методы повышения финансовой устойчивости предприятий с выделением внутренних и внешних факторов.

    Целью диссертационной работы является разработка теоретико-методических положений и рекомендаций по созданию эффективной системы мониторинга финансовой устойчивости предприятий и формированию комплексных систем антикризисного управления с учётом баланса интересов энергопроизводящих и энергопотребляющих предприятий.

    Для достижения поставленной цели потребовалось решение следующих основных задач:

    исследовать причины возникновения кризисных процессов на российских предприятиях и предложить классификацию факторов, влияющих на их финансовую устойчивость;

    исследовать пути повышения финансовой устойчивости предприятий и предложить методические основы создания комплексных систем антикризисного управления;

    проанализировать результативность антикризисных процедур в процессе банкротства предприятий;

    провести сравнительный анализ финансового состояния энергопотребляющих (по основным видам экономической деятельности) и энергообеспечивающих предприятий Томской области;

    разработать эффективную систему мониторинга финансового состояния предприятий, обеспечивающую прогнозирование экономических результатов вследствие изменения стоимости тарифов и услуг естественных монополий;

    предложить методы оценки социально-экономических последствий изменения тарифов и услуг естественных монополий.

    Теоретической и методологической основой диссертационного исследования является применение базовых принципов и методов научного познания, использование положений теории антикризисного управления предприятием, методов финансового анализа и финансового менеджмента организаций, методов экономической статистики в процессе оценки влияния внешних факторов на финансовую устойчивость предприятий.

    В процессе исследования проблем по избранной теме автор диссертации опирался на фундаментальную и специальную литературу отечественных и зарубежных авторов, законодательные и нормативные акты, регламентирующие деятельность субъектов естественных монополий, практику антикризисного финансового управления, анализа рисков финансовой устойчивости предприятий, внутреннюю отчетность предприятий Томской области, публикации по проблематике исследования в тематических страницах Интернета.

    В процессе исследования использовались такие общенаучные методы познания, как анализ и синтез, системный подход, а также экономико-статистические методы обработки информации.

    Методика исследования основывалась на изучении, обобщении, систематизации и критической оценке полученных знаний в области отечественной и зарубежной теории и практики антикризисного финансового управления, управления рисками типовых предприятий и субъектов естественных монополий, методов контроля их финансового состояния и повышения финансовой устойчивости, а также анализе и апробации отдельных концептуальных положений диссертационной работы.

    Информационную основу исследования составили статистические данные Федеральной службы государственной статистики, в том числе ее Территориального органа по Томской области, Высшего арбитражного суда РФ; законодательные и нормативные акты РФ, субъектов РФ, Федеральной службы по тарифам, Региональной энергетической комиссии по Томской области; бухгалтерская и финансовая отчётность предприятий Томской области, информационная база РЭК Томской области и другие.

    Научная новизна диссертационного исследования состоит в разработке теоретико-методических положений по формированию комплексной системы антикризисного управления и повышению финансовой устойчивости предприятий на основе эффективного регулирования тарифов на услуги естественных монополий и

    выявления внутренних резервов предприятий, что позволяет обеспечить согласование интересов энергопроизводителей и энергопотребителей.

    Научная новизна работы подтверждается следующими научными результатами, выносимыми на защиту:

      доказано, что система антикризисного управления энер го производящими и энергопотребляющими предприятиями должна строиться на основе мониторинга их финансовой устойчивости, обеспечивающего своевременную диагностику и системное управление кризисными процессами;

      предложена структура организации системы мониторинга финансовой устойчивости предприятий и прогнозирования экономических результатов в зависимости от изменения стоимости услуг естественных монополий (энерго-, тепло- производящих предприятий и услуг коммунального хозяйства);

      выявлены и систематизированы отраслевые особенности антикризисного управления энерго-, теплопроизводящими предприятиями и методы повышения эффективности мониторинга их финансовой деятельности;

      систематизированы методы и инструменты антикризисного финансового управления предприятиями, включающие диагностику кризисного состояния, выбор наиболее эффективных внутренних механизмов восстановления финансовой устойчивости;

    5) предложена методика обоснования тарифов на услуги предприятий-
    монополистов в сфере энергообеспечения, стимулирующая предприятия на внедре
    ние мероприятий, повышающих финансовую устойчивость.

    Практическая значимость результатов диссертационного исследования заключается в возможности использования основных положений при формировании современной комплексной системы антикризисного управления предприятиями, эффективной системы мониторинга финансовой устойчивости методов прогнозирования негативных последствий роста тарифов на услуги естественных монополий. Методическое обеспечение, созданное в результате исследования, может применяться руководителями территорий, отдельных предприятий, антикризисными управляющими, собственниками предприятий, а также потенциальными инвесторами для модернизации системы управления в современных условиях хозяйствования.

    Полученные результаты диссертационного исследования могут быть использованы в учебном процессе в курсах «Финансы предприятий (организаций)», «Ан-

    тикризисное управление» для студентов высших учебных заведений, а также в системе подготовки и переподготовки руководителей и специалистов органов власти и предприятий.

    Апробация и реализация результатов работы. Основные положения и рекомендации, содержащиеся в диссертации, были доложены и одобрены на научно-практических конференциях различного уровня, в том числе: Всероссийская научно-практическая конференция «Российская экономика в условиях глобализации: тенденции и перспективы» (Томск, ТПУ, 2007), Всероссийская научно-практическая конференция «Инновационная экономика в России: проблемы и перспективы» (Томск, 2008г.), VIII Экономические чтения «Инновационные возможности «Стратегии 2020» (Томск, 2008г.).

    Предложенный в диссертации методический инструментарий используется в деятельности Федеральной службы по тарифам, Региональной энергетической комиссии по Томской области, администрации Томской области и органов управления муниципальными образованиями области; принят к использованию на ряде промышленных предприятий Томской области, что подтверждается актами о внедрении.

    Публикации. По теме диссертации было опубликовано 11 научных и учебно-методических работ, в том числе 3 - в изданиях, содержащихся в Перечне ведущих рецензируемых журналов и изданий, рекомендованных ВАК Министерства образования и науки Российской Федерации. Общий объем публикаций 34,48 п.л., в том числе авторских - 9,52 п.л.

    Структура и объем диссертации Введение

    Методические подходы к диагностике кризисных процессов и повышению финансовой устойчивости предприятий

    Антикризисное управление актуализирует функциональные аспекты по выявлению и преодолению причин, препятствующих оздоровлению предприятия, и радикализации мер, восстанавливающих его платежеспособность. По мнению некоторых авторов, для предприятий, достигших стадии развития и подъема в своем жизненном цикле, экономическая сторона кризиса и, следовательно, необходимость диагностики выражается в дефиците денежных средств, необходимых для ведения производства и расчетов с кредиторами. Но этот подход страдает абстрактностью, так как не учитывает индивидуальные особенности жизненного цикла предприятия, в котором возможны кризисы, обусловленные процессом развития и роста, возрастом и размерами организации.

    К стратегическому кризису приводит отсутствие или недостаточное развитие системы стратегического управления на предприятии, в частности: - отсутствие четкой структуризации стратегических целей предприятия; - разработка стратегии предприятия не рассматривается как важнейший этап планирования, не связана с другими этапами планирования; - ориентация высших руководителей на решение оперативных и текущих задач в ущерб стратегическим. Выявление причин кризиса на данном этапе включает: анализ эффективности текущей стратегии и её функциональных направлений на основе мониторинга ключевых показателей деятельности предприятий по функциональным направлениям; анализ конкурентных преимуществ предприятия, его сильных и слабых сторон, возможностей и угроз (SWOT анализ); анализ конкурентоспособности продукции, цен и издержек. Отметим, что снижение конкурентоспособности продукции и, как следствие, снижение продаж - основной индикатор кризиса. Следовательно, предприятие должно иметь полноценную службу маркетинга и организовывать маркетинговые исследования по всем направлениям деятельности: анализ ситуации, анализ конкурентоспособности продукции, разработка программы повышения конкурентноспособности. В условиях кризиса при ограничении ресурсов и времени рекомендуется: а) разобраться какие параметры конкурентоспособности наиболее ценны для потребителя, и сконцентрировать на них внимание и ресурсы; б) оценить ошибки продвижения: недостаточность рекламы, настроенность и управляемость сети сбыта; в) проанализировать качество, грамотность организации рекламы, брэндинга .

    Углубление стратегического кризиса приводит к возникновению тактического кризиса, внешними признаками которого являются: - проблемы со сбытом продукции; - сокращение масштабов деятельности; - снижение рентабельности и абсолютного размера прибыли; - сокращение численности персонала и т. д.

    Дальнейшее развитие кризисного процесса обнаруживается в росте задолженности предприятия, ухудшении показателей ликвидности. В результате кризисный процесс переходит в следующую фазу - фазу кризиса обеспеченности. Индикаторами последнего является отсутствие собственных средств и резервных фондов, раздутая кредиторская задолженность, резкое снижение платёжеспособности и др.

    Кризис обеспеченности может иметь следствием временную или длительную хроническую неплатежеспособность предприятия. Состояние неплатежеспособности, убыточности финансово-хозяйственной деятельности свидетельствует о том, что предприятие находится под угрозой банкротства. Исследование причин, обусловливающих процесс антикризисного управления, позволяет предложить классификацию основных факторов возникновения кризисной ситуации в деятельности предприятия, представленную в таблице 2.

    Факторы внешней среды требуют специальных рыночных (маркетинговых) исследований. При этом, в целях управляемости, они должны поддаваться формальной оценке. Принятие управленческого решения требует реализации принципа комплексности в прогнозировании и оценке внешних и внутренних факторов .

    Особенность антикризисного управления проявляется в объединении в систему диагностики, предупреждения, преодоления кризиса, стратегии реструктуризации и применения нестандартных методов в управлении. С этих позиций антикризисное управление представляется как конструктивная реакция на выявленные в результате диагностики изменения, угрожающие банкротством или нарушением нормального функционирования.

    Для высшего руководства и собственников предприятия диагностика есть средство получения достоверной, качественной информации о его реальных возможностях на начальной стадии экономического кризиса и основой для введения в действие особых методов и механизмов менеджмента. Опираясь на результаты диагностических и превентивных исследований различных сторон деятельности предприятия, менеджеры и собственники имеют возможность приступить к разработке рефлексивной модели антикризисного управления своим предприятием.

    Механизм банкротства в системе антикризисного управления

    Россия встала на путь рыночных реформ, не имея законодательной базы по вопросам банкротства. В условиях планово-распорядительной экономики СССР применение процедур банкротства было невозможно. В этот период убытки одних предприятий погашались прибылями других. В результате неэффективно работающие предприятия продолжали существовать, препятствуя развитию рентабельных предприятий.

    Построение в России основ рыночной экономики потребовало в том числе формирования института банкротства.

    Первая попытка правового регулирования отношений, связанных с неплатежеспособностью предприятий, была предпринята в Указе Президента РФ от 14 июня 1992г. № 623 «О мерах по поддержке и оздоровлению несостоятельных государственных предприятий (банкротов) и применение к ним специальных процедур». Данный указ устанавливал порядок признания Госкомимуществом России государственных предприятий банкротами и являлся переходным от советской экономики к развивающимся рыночным отношениям. Но уже 19.11.1992 Верховным Советом РФ был принят Закон РФ «О несостоятельности (банкротстве) предприятий». Указанный закон был введен в действие с 01.03.1993 и действовал на протяжении 5 лет. Принятие первого закона о банкротстве не вызвало в России волну банкротств, как предсказывали многие. Кредиторы и должники осторожно относились к новому институту в законодательстве, воспринимая его только как механизм ликвидации организаций.

    Кроме того, в впервые же годы применения закона о банкротстве стало очевидно его несовершенство. Закон поверхностно регулировал рассмотрение дел о банкротстве и содержал нормы, не позволяющие эффективно использовать процедуры банкротства.

    Потребовалась подготовка новой редакции закона о банкротстве, которая завершилась принятием Федерального закона от 08.01.1998 «О несостоятельности (банкротстве)». Данный Федеральный закон вступил в силу с 01.03.1998 и являлся большим шагом вперед на пути становления в России цивилизованного института банкротства.

    Специалисты в области банкротства, анализируя новый закон, отмечали, что его нельзя отнести ни к «прокредиторским», ни к «продолжниковским», это - «золотая середина», что делает российскую систему несостоятельности (банкротства) гибкой, позволяющей в полной мере учитывать условия несостоятельности должника применительно к каждому конкретному случаю.

    Однако первые же годы применения данного закона показали преждевременность таких выводов. Законодателям не удалось обеспечить в законе учет интересов всех участников дела о банкротстве. Его применение позволило кредиторам, пользуясь предоставленными им чрезмерными полномочиями и отсутствием у должника эффективных механизмов защиты своих интересов, использовать процедуры банкротства для установления контроля за хозяйственной деятельностью своих конкурентов с последующей продажей бизнеса должника (своеобразное рейдерство). Большое распространение получили «заказные» банкротства, целью которых было не оздоровление предприятий, а смена их собственника.

    Эти недостатки указанного закона вызвали необходимость продолжения работы по совершенствованию законодательства о банкротстве, и уже в 2002г. был принят новый Федеральный закон от 26.10.2002 «О несостоятельности (банкротстве)», который вступил в силу 03.12.2002. В новом законе большое внимание уделяется мерам по предупреждению банкротства. Так, например, наряду с досудебной санацией и внешнем управлением была создана новая процедура, финансовое оздоровление, позволяющая восстанавливать платёжеспособность предприятия при сохранении действующей структуры управления и собственности.

    Итак, рассмотрим восстановительные процедуры, предлагаемые действующим Законом о банкротстве. Одной из мер, направленных на восстановление платежеспособности должника, является досудебная санация.

    Определяя досудебную санацию как меры по восстановлению платёжеспособности должника, принимаемые собственником имущества должника - унитарного предприятия, учредителями (участниками) должника, кредиторами должника и иными лицами, статья 2 Закона о банкротстве необоснованно расширяет ее содержание. В действительности же досудебная санация является лишь одной из мер по восстановлению платежеспособности должника, выражающейся в предоставлении должнику его учредителями (участниками), собственником его имущества, кредиторами или иными лицами в рамках мер по предупреждению банкротства финансовой помощи в размере, достаточном для погашения денежных обязательств и обязательных платежей и восстановления платёжеспособности. При осуществлении досудебной санации важно учитывать, что согласно положениям Гражданского кодекса РФ (статья 575) не допускает в отношениях между коммерческими организациями дарение, т. е. безвозмездную передачу в собственность вещи или имущественного права (требования) либо освобождение от имущественной обязанности.

    Предоставление финансовой помощи может сопровождаться принятием на себя должником или иными лицами обязательств в пользу лиц, предоставивших финансовую помощь.

    Увеличение уставного капитала должника за счет дополнительных взносов участников или проведения дополнительной эмиссии акций не соответствует положениям законодательства, регламентирующего деятельность хозяйственных обществ и функционирование рынка ценных бумаг. Однако необходимо рассматривать нормы Закона о банкротстве как имеющие приоритет перед остальными в силу специального характера правового регулирования, осуществляемого ими, а также более позднего срока издания.

    Кроме досудебной санации, к мерам по восстановлению платёжеспособности относится процедура финансового оздоровления. Финансовое оздоровление - новая для законодательства РФ процедура банкротства - введена Законом о банкротстве. Попытки введения аналогичной процедуры банкротства уже предпринимались в законе о банкротстве 1992 года Тогда указанная процедура именовалась «санация» и, конечно, очень отличалась от процедуры финансового оздоровления, установленной Законом о банкротстве.

    Анализ тенденций изменения финансового состояния предприятий основных отраслей (видов экономической деятельности) Томской области

    В целях установления объективной картины финансового состояния энергообеспечивающих предприятий в сопоставлении с финансовым состоянием основных потребителей энергии (других отраслей (видов экономической деятельности)) проведём сравнительный анализ по основным финансово-экономическим показателям.

    В качестве информационной базы были использованы официальные данные Томского областного статистического управления . Исходя из информационной доступности проведён анализ структуры и динамики изменений внеоборотных и оборотных активов организаций по видам экономической деятельности в период с 2005 по 2007 гг.; анализ суммарной задолженности по обязательствам и дебиторской задолженности предприятий за этот же период; проанализирована доля убыточных и прибыльных организаций по основным видам экономической деятельности; сальдированный финансовый результат (прибыли или убытки) по полному кругу организаций в период с 2005 по 2007 гг.

    Отдельно рассмотрена деятельность и финансовое состояние организаций производства и распределения электроэнергии, газа, воды: производство, передача и распределение электроэнергии; производство и распределение газообразного топлива; производство, передача и распределение пара и горячей воды (тепловой энергии); сбор, очистка и распределение воды по выше обозначенному кругу показателей в период с 2005 по 2007 гг.

    Проведены расчёты коэффициента ликвидности, коэффициента обеспеченности собственными оборотными средствами, коэффициента автономии, рентабельности продукции и рентабельности активов в период с 1998 по 2007 гг. по основным отраслям (с 2004 года - видам деятельности) предприятий Томской области и, более детально, по организациям производства и распределения электроэнергии, газа, воды.

    Исходные данные и результаты анализа представлены в Приложении Ж, в таблицах Ж.1 - Ж.23. По результатам проведенного анализа можно сделать следующие выводы. По итогам 2005-2007 гг., как следует из таблицы Ж.1, стоимость внеоборотных активов организаций производства и распределения электроэнергии, газа и воды в 2007 году по сравнению с 2005 годом снизилась на 903345 тыс.руб., а стоимость оборотных активов за данный период увеличилась на 559350 тыс.руб., в то время как внеоборотные и оборотные активы организаций, например, сельского хозяйства увеличились на 3460640 тыс.руб. и 3067071 тыс. руб. соответственно. Увеличение стоимости внеоборотных и оборотных активов наблюдается и по другим позициям: по организациям добычи полезных ископаемых, обрабатывающим производствам, организациям транспорта и связи (рисунки 8, 9).

    Горизонтальный анализ (таблица Ж. 12), выполненный цепным методом, показывает, что динамика внеоборотных и оборотных активов анализируемых организаций в целом является положительной (темп роста внеоборотных и оборотных активов в 2007 году составил 107,5 % и 109,4 % соответственно), однако в 2006 году наблюдается снижение темпа роста внеоборотных активов на 14,4 % по сравнению с 2005 годом (темп роста составил 85,6 %). При этом наибольший прирост в 2007 году внеоборотных активов (на 24,5 %) внутри данного вида деятельности наблюдается по организациям, занимающимся сбором, очисткой и распределением воды (темп роста - 124,5 %, таблица Ж. 12), а наибольший прирост оборотных активов в 2007 году (на 84,9 %) по организациям производства и распределения газообразного топлива (таблица Ж Л 2).

    Однако темпы роста внеоборотных и оборотных активов организаций данного вида деятельности являются достаточно низкими в сравнении с темпами роста активов организаций, например, сельского хозяйства (темп роста внеоборотных и оборотных активов в 2007 году составил 235,2 % и 131,2 % соответственно), транспорта и связи (темп роста внеоборотных и оборотных активов в 2007 году составил 129,5 % и 155,8 % соответственно) и др. (таблица Ж.З).

    По данным вертикального анализа (таблица Ж.2), удельный вес организаций производства и распределения электроэнергии, газа и воды в структуре внеоборотных и оборотных активов организаций по видам экономической деятельности в целом занимает 4 - 5 место после организаций транспорта и связи, а также оптовой и розничной торговли. При этом наибольший удельный вес занимают организации добычи полезных ископаемых и обрабатывающие производства, что объясняется спецификой региона.

    В среднем за анализируемый период удельный вес данных организаций в структуре внеоборотных активов составил 8,4 %, в структуре оборотных - 4,1 %, при этом наблюдается отрицательная динамика данного показателя, а, например, удельный вес организаций транспорта и связи в структуре внеоборотных активов в среднем составил 12,5 %, в структуре оборотных - 7,1 % (таблица Ж.2).

    В структуре внеоборотных и оборотных активов организаций производства и распределения электроэнергии, газа и воды наибольший удельный вес занимают организации производства и распределения электроэнергии, однако, как показывает анализ динамики, в 2006 году произошло резкое уменьшение удельного веса оборотных активов данных организаций (таблица Ж.11).

    Анализируя таблицу Ж.4, можно увидеть, что в 2007 году по сравнению с 2005 годом суммарная задолженность организаций производства и распределения электроэнергии, газа и воды увеличилась на 959550 тыс. руб., а дебиторская задолженность незначительно сократилась - на 212670 тыс. руб., данное обстоятельство является общей тенденцией практически для всех организаций Томской области изучаемого периода.

    Согласно анализу динамики темпы роста анализируемых показателей снижаются (таблица Ж.6), и это является в данном случае положительной тенденцией, однако внутри данного вида деятельности ситуация неоднозначная, по некоторым позициям наблюдается то резкий рост показателей, то их падение (таблица Ж. 15).

    Создание эффективной системы мониторинга финансовой устойчивости предприятий

    Одним из внешних факторов, обуславливающих возникновение кризисной финансовой ситуации на предприятиях-потребителях электро-, теплоэнергии, является повышение тарифов на услуги естественных монополий. Хорошо известно, что эти статьи в структуре затрат существенны по размерам и слабо управляемы.

    Напомним, что в настоящее время осуществляется поэтапное увеличение доли рынка продаж по нерегулируемым ценам" и с 01.01.2011 электрическая энергия в полном объеме будет поставляться по свободным (нерегулируемым) ценам.

    В условиях снижения уровня государственного регулирования цен (тарифов) на услуги естественных монополий особую актуальность приобретает необходимость создания единой, комплексной системы мониторинга финансового состояния потребителей и производителей энергии и услуг коммунального хозяйства.

    Современные методы управления предусматривают решение задач по разработке стратегических траекторий социально-экономических объектов, оперативной оценке эффективности различных вариантов управленческих воздействий при изменении внешних условий, распределению ресурсов, содействию в освоении инновационных разработок. Решение указанных задач возможно на основе эффективно функционирующей мониторинговой системы. Мониторинг финансовой устойчивости предприятий, с одной стороны, является самостоятельным направлением мониторингового процесса, с другой - должен быть частью общей системы мониторинга социально-экономического развития территории и страны в целом. Как любая система управления, мониторинг должен включать следующие подсистемы: спектр функций; эффективную организационную структуру; методы выработки решений (в том числе методы эффективного анализа); наличие адекватной информационной базы; нормативно-правовую базу, обеспечивающую эффективную реализацию функций при существующей структуре; подсистему ответственности и стимулирования за эффективное исполнение; контроль и оперативное регулирование. Мониторинг энергопроизводителей и энергопотребителей - это специально организованная и постоянно действующая система сбора и анализа экономической, статистической, бухгалтерской, финансовой и производственной информации с целью обеспечения нормальной финансовой устойчивости предприятий, недопущения банкротства на основе установления экономически обоснованных тарифов на услуги естественных монополий при соблюдении интересов потребителей и производителей.

    Основными участниками системы мониторинга должны выступать: - органы государственной власти (исполнительной и законодательной); - специализированные контрольно-исполнительные органы - ФСТ, РЭК, органы статистики; - производители энергии; у - потребители энергии, включая население.

    Целевая функция системы мониторинга финансовой устойчивости предприятий - обеспечение антикризисного функционирования предприятий и территорий за счет своевременного регулирования стоимости услуг естественных монополий. Система мониторинга призвана мотивировать принятие решений структурами управлений всех уровней по эффективному функционированию и оказывать содействие в выборе механизмов антикризисного управления и методов повышения финансовой устойчивости. Не менее важное функциональное назначение этой системы состоит в моделировании ситуаций, разработке стратегических вариантов развития, взаимоувязке интересов власти, населения, производителей энергии и услуг и промышленных потребителей.

    Реализацию вышеназванных функций система мониторинга может обеспечивать через следующие формы деятельности: - передача информации по запросам и заявкам в требуемой форме; - издание справочной, аналитической, методической литературы; - проведение информационных и обучающих семинаров; - осуществление прямого консультирования.

    Система мониторинга финансовой устойчивости предприятий должна быть нацелена на решение следующих основных задач: - сбор, аналитическая обработка внутренней и внешней информации; - анализ полученной информации и прогнозирование кризисных ситуаций; - доведение полученной информации до властных структур и менеджеров предприятий; - консультирование представителей структур управления: а) по методам улучшения финансовой устойчивости, оперативных и тактических действиях по выводу из кризиса, недопущению банкротства; б) по размерам корректировки стоимости тарифов производителей энергии, услуг коммунального комплекса; в) по направлениям и объёмам ремонтно-инвестиционнои деятельности организаций естественных монополий; - моделирование экономических, финансовых и социальных последствий изменения цен (тарифов); - участие в реализации социально-экономической политики; - участие в реструктуризации и восстановлении неплатёжеспособных предприятий; - подготовка предложений по разработке и внедрению инновационных, инвестиционных проектов, научно-исследовательских работ; - разработка и методическая поддержка процессов реализации мероприятий по устойчивому, целенаправленному развитию отдельных предприятий и территории в целом.

    С учётом строгой увязки деятельности системы мониторинга со стратегическими задачами развития страны и региона, основные принципы её формирования формулируются следующим образом: - организационное единство с другими системами управления социально-экономического развития региона; - взаимоувязка стратегических целей системы мониторинга с направлениями и целями развития территории; - комплексность; - открытость и доступность системы; - формализованность обработки информации, и её оценки; - однозначная интерпретация индикативных и оценочных показателей; - гибкость и адаптивность системы; - принцип софинансирования системы; - совершенствования системы: способов обработки данных; методичекого обеспечения и т.п.; - принцип расширения системы.

    Следует отметить, что государственное регулирование естественных монополий в энергетике обусловило формирование системы мониторинга за их производственно-хозяйственной и финансово-инвестиционной деятельностью. При этом система мониторинга энергопроизводителей нацелена на обеспечение социально-экономического развития страны, региона на основе надёжного энергоснабжения при оптимизации расходов ресурсов и согласовании баланса интересов участников.

    Классификация организаций

    Организации классифицируются в зависимости от признаков, положенных в основу классификации. Это могут быть размеры, формы собственности, источники финансирования, функции, цели, виды деятельности, применяемые технологии и т.п. Широкую известность получила классификация предложения канадским профессором Г. Минцбертом. С учетом типа организационной структуры, степени централизации и специализации он дал следующий перечень.

    Предпринимательская организация. Характеризуется относительно простой структуры, неразвитой иерархии менеджмента, незначительной формализации деятельности, и небольшими размерами, способностью к быстрому обновлению. В такой организации велика роль лидера, который осуществляет координацию и контроль.

    Машинная бюрократия (организация как машина). Отличается большой степенью рационализации и стандартизации производственной деятельности не требующей высокопрофессиональной подготовки, иерархии и централизацией управления. распространена в массовом производстве.

    Профессиональная организация. Бюрократическая организация, характеризующаяся высоким профессиональным уровнем специалистов (речь идет об университетах, больницах, школах и т.п.). Сложная структура таких организаций требует децентрализации управления и большой самостоятельности в работе специалистов.

    Диверсифицированная (дивициональ-ная) организация. Состоит из относительно независимых частей, обычно называемых отделениями.

    Инновационная организация. Имеет оргструктуру с низкой степенью формализации и высоким уровнем горизонтальной специализации высокопрофессиональной деятельности(речь идет о так называемой адхократии).

    Миссионерская организация. Основу ее деятельности составляет идеология, высокий уровень доверия между членами организации. Имеют место узкая специализация работников, дифференциация обязанностей, значительный уровень стандартизации. Это относительно небольшие организации, как правило независимые союзы, члены которых “исповедуют одну идеологию”.

    Политическая организация. Наиболее характерные черты: противоречивость в действиях отдельных частей, высокая степень конфликтности составляющих частей, что, в прочем, не влияет на их высокую жизненную устойчивость.

    По типологии же Т. Парсонсона, в зависимости от функций, выполняемых в обществе, организации делятся на:

    · производящие (создают продукт и услуги, потребляемые обществом),

    · политические (преследуют политические цели осуществляют власть в обществе).

    · интегративные (их цель - разделение социальных конфликтов, обеспечение взаимодействия различных частей общества: церковь, те или иные общественные союзы и другие объединения);



    · организации поддержания образцов (воспроизводят и развивают традиции в области образования, культуры и т.п.).

    Согласно мнению П. Бло и В. Скотта организации следует классифицировать в зависимости от того, какой части общества они служат. В частности, выделяются:

    · организации общей выгоды (политические партии, клубы, ассоциации, профессиональные объединения и т.п.)

    · деловые концерны (фирмы, производящие товары и услуги, торговля и т. д.)

    · поддерживающие организации (больницы, клиники, школ, университеты)

    · организации общественного блага (государственные учреждения, полиция, пожарные и спасательные службы, тюрьмы)

    Р. Уэстрам и Х. Самаха рассматривают три вида организации:

    · предпринимательские;

    · бюрократические;

    · добровольные объединения.

    Выделяют также формальные и неформальные, правительственные и неправительственные, хозяйственные и общественные, прибыльные и неприбыльные организации.

    Формальная организация - это организация официально зарегистрированная, действующая на основе существующего законодательства и установленных регламентов (таких как устав, положение, упредительный договор и другие). Организация осуществляющая свою деятельность вне рамок законодательства относится к неформальным.

    По видам деятельности организации можно разделить на хозяйственные и общественные. Хозяйственные производят продукты и услуги. К ним относятся производственные, научно-производственные, посреднические и другие организации. В свою очередь производственные организации могут быть промышленными, транспортными, сельскохозяйственными и т. п.

    К общественным организациям причисляются политические союзы, партии, блоки, церковь и другие религиозные общества, профессиональные союзы, организации науки, культуры и спорта, экономические, правозащитные и другие, осуществляющие добровольную общественную деятельность.

    Прибыльными называются организации, главной целью которых является прибыль. Неприбыльные могут впрочем, тоже получать определенную прибыль, идущую на существование и развитие организации (благотворительные фонды, религиозные и другие общественные организации).

    По источникам финансирования выделяют бюджетные и не бюджетные организации. Не бюджетные организации имеют другие источники формирования собственных средств. Однако и эти организации могут в определенных случаях получать из бюджета средства (направляемые в качестве источников финансирования государственных программ проектов, заказов).

    В соответствии с Конституцией РФ существует государственная, муниципальная, частная, смешанная собственность и собственность общественных организаций. По признаку собственности можно выделить государственные, муниципальные, частные, общественные организации, а также организации со смешанной собственностью.

    Как показывает мировой опыт государственные организации в разных странах достаточно сильно различаются по степени юридической и хозяйственной самостоятельности, но во всех случаях они находятся (полностью или частично) под контролем государства. Так, в ряде западноевропейских стран при полном бюджетном финансировании функционируют государственные предприятия почты, телеграфа и др. видов связи, транспорта, жилищного строительства, добывающих отраслей промышленности, энергетики и некоторых других сфер.

    К частным относятся организации, созданные индивидуальными предприятиями (в виде товарищества, кооператива, семейного или фермерского хозяйства), а также акционерные общества, хозяйственные общества или товарищества, если уставной капитал формируется за счет частных вкладов, взносов.

    Организации смешанных формальная собственности образуются на основе сочетания различных ее видов: государственной, частной, иностранной и т.п. Например, смешанные АО, где наряду с участием государственного капитала привлекаются частные и иностранные инвестиции получили распространение в странах с развитой системой государственного регулирования. В нашей стране на переломе 80-90хх годов тоже стали создаваться акционерные предприятия с участием иностранного капитала.

    Выделяют правительственные и неправительственные организации. К первым относят организации которые создаются непосредственно при правительстве с целью осуществления его политики (это различные фонды, комитеты и комиссии, например, созданный для поддержки и развития предпринимательства, малого бизнеса и другое). Ко вторым - независимые инициативные общественные организации в виде союзов, центров, фондов, ассоциаций, объединений, партий. Часто цели правительственных и неправительственных организаций совпадают.

    По размерам организации делятся на малые, средние и крупные. В основу деления в законодательстве многих стран положен такой критерий, как численность персонала.

    Виды хозяйственных организаций.

    Наиболее распространенной в мировой практике формой организаций является акционерное общество (корпорация). Корпорации создаются в самых различных сферах экономики: промышленности, транспорте, торговле, банковском и страховом деле. В данном случае мы рассмотрим только те из них, которые работают в производственной и научно- производственной сферах.

    Акционерное общество (АО) - это организация, уставной капитал которой представлен акциями. Владельцами последних могут быть различные юридические и физические лица. Акционеры имеют право участвовать в управлении и получать часть прибыли в виде дивиденда. Как правило, управление АО осуществляет правление (совет директоров, административный совет, директорат), наблюдательный совет и общее собрание акционеров.

    Процесс акционирования российских предприятий, начатый в 1990 году широко развернулся после принятия в 1992 году первой государственной.программы приватизации.

    Среди крупных производственно- хозяйственных организаций широко известна такая форма корпоративных объединений, как концерн. Он представляет собой форму интеграции промышленных фирм, организации транспорта, строительства, торговли, банковской сферы. Часто в состав концерна входят организации, объединенные производственным циклом, поэтому концерны получили распространение в отраслях, связанных с добычей и переработкой полезных ископаемых. В нашей стране в ходе структурной перестройки народного хозяйства стали создаваться концерны, объединившие предприятия и организации, специализирующиеся на добыче и транспортировке газа, на нефтедобыче и нефтепереработке, на производстве удобрений и оказанию услуг по их использованию, на добыче золота, алмазов, руд цветных металлов (выплавка последних) и т.п. Существует тип концерна (с диверсифицированной деятельностью), который объединяет фирмы занимающиеся различными видами бизнеса, тесно не связанными с основным производством.

    Один из широко распространенных видов АО - холдинг, создаваемый для владения контрольными пакетами акций других компаний. В мировой практике известно два вида холдингов: чистый, который является исключительно финансовой компанией, и смешанный, имеющий право заниматься предпринимательской деятельностью. В процессе приватизации и акционирования ряда крупных российских предприятий (бывших государственных производственных объединений, комбинатов) образованы холдинги с такими их преимуществами, как возможность осуществления единой технической производственной и маркетинговой компании, установление контроля над ценами, защиты групповых интересов объединенных производственных единиц. Как правило, вышеупомянутые корпоративные организации (собственно корпорации, концерны, холдинги) представляют собой формы интеграции финансового и промышленного капитала, то есть образуют финансово- промышленные группы.

    В сфере инновационной деятельности существуют различные виды организаций, том числе исследовательские консорциумы и венчурные фирмы. Консорциум (исследовательский) представляет собой временное объединение научных, производственных, технических и других организаций, осуществляющих совместную деятельность по реализации крупных научных проектов и программ (после их окончания консорциум может быть ликвидирован или преобразован в новый.) Венчурная фирма (рискофирма) - организация, создаваемая для осуществления инновационной деятельности, связанной со значительным риском. Подсчитано, что венчурный (рисковый) капитал, вложенный в реализацию проектов, в 15 % случаев теряется полностью, в 25 приносит убытки, в 30 % дает весьма скромную прибыль. Однако в оставшихся 30 % случаев достигнутый успех и полученная при этом прибыль позволяют в 30-200 раз перекрыть вложенные средства.

    Большую роль в развитии научных исследований и высокотехнологичных производств играют так же некоммерческие организации, как научные и технологические парки, инженерные центры, центры нововведений, промышленной технологии и т. п., создаваемые на базе университетов. Научный парк - форма сотрудничества промышленных фирм с университетами, которая дает возможность эффективно использовать научный потенциал и лабораторную базу последних для ускорения процесса промышленного внедрения разрабатываемых технологий.

    Технологические парки - одна из формальная образования и функционирования рискофирм. Они создаются при вузах для поддержки вновь появляющихся высокотехнологичных венчурных предприятий.

    Развитие технологических парков в России связано прежде всего с решением проблем их финансирования, определения их правового статуса, подготовки квалифицированного персонала, поддержки государственных и местных органов управления.

    В связи с глобальными экономическими изменениями, происходящими в стране, становится важной развитие и поддержка различных по размеру организаций (от сверхкрупных до малых), ибо именно их разнообразие создает благоприятные возможности для игнорирования их преимуществ. Согласно экспертным оценкам, для изменения структуры российской экономики необходимо создание 10-15 млн. Организаций малого и среднего бизнеса, между тем, в 1995 году их функционировало всего около 2 млн., включая кооперативы и фермерские хозяйства. В развитых странах на долю малого бизнеса приходится от 40 до 70 % ВНП, в нем работает 30-60 % всех занятых в частном секторе. В России же доля малого бизнеса в общем объеме продукции в 1994 году составила лишь 8 %, а удельный вес в общей численности работающих в промышленности 13%.

    Типология организаций, осуществляющих предпринимательскую деятельность в соответствии российским законодательством.

    В гражданском кодексе РФ все организации, являются участниками предпринимательской деятельности, подразделяются на две группы: коммерческие и некоммерческие.

    К коммерческим относят: хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы, а также государственные и муниципальные унитарные предприятия.

    Хозяйственные товарищества представляют собой организацию, имущество которой образовано за счет вкладов участников. Различают два вида товарищества: полное и коммандитное. Полным называется то, участники которого занимаются предпринимательской деятельностью и несут полную ответственность всем принадлежащим товариществу имуществом. Командитным (или товариществом на вере) считается товарищество, где на ряду с полными товарищами имеются вкладчики, которые не принимают участие в осуществлении деятельности, а только несут ограниченную ответственность в пределах сумм внесенных ими вкладов (т.е. являются пассивными вкладчиками).

    Хозяйственные общества подразделяются на:

    · акционерные;

    · общества с ограниченной ответственностью;

    · общества с дополнительной ответственностью;

    Два последних не вправе выпускать акции. Уставной капитал этих обществ образуется из сумм вкладов его участников. Хозяйственные общества могут быть созданы одним или несколькими участниками.

    Участники общества с ограниченной ответственностью отвечают по обязательствам лишь в пределах стоимости внесенных ими вкладов.

    АО - это общество, уставной капитал которого является акционерным. Участники АО несут ограниченную ответственность в пределах стоимости принадлежащих им акций. Существует два вида АО: закрытое и открытое. Первое имеет право проводить открытую подписку на выпускаемые им акции и их свободную продажу, во втором акции распределяются среди определенного круга лиц, как правило, являющихся учредителями.

    Производственный кооператив (артель) создается на базе добровольного объединения граждан для совместного осуществления производственной или иной хозяйственной деятельности: производство, переработка, сбыт продукции, торговля, бытовое обслуживание и оказание других услуг. Имущество, находящееся в собственности кооператива, образуется из паевых взносов его участников. Члены кооператива несут субсидиарную ответственность по его обязательствам в соответствии с законом и уставом кооператива. Число членов производственного кооператива должно быть не менее пяти человек.

    Унитарное предприятие это государственное или муниципальное предприятие, не наделенное правом собственности на имущество, закрепленное за ним собственником (имущество неделимо и не может быть распределено по вкладам).

    Унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения, создается государством или местным органом управления и его имущество является государственной или муниципальной собственностью. Государственный (муниципальный) орган решает вопросы создания реорганизации и ликвидации предприятия определения целей его деятельности и контроля за сохранностью и использованием имущества, назначает руководителя предприятия, утверждает устав, имеет право на получение части прибыли, но не отвечает по обязательствам предприятия. Унитарное предприятие владеет, пользуется и распоряжается имуществом, может создавать дочерние предприятия путем передачи им части имущества.

    Унитарное предприятие на праве оперативного управления (федеральное казенное предприятие) создается по решению правительства РФ. Может быть реорганизована или ликвидировано по правительственному решению. Предприятие владеет и пользуется имуществом в соответствии с целями своей деятельности, однако распоряжается им лишь с согласия собственника, который утверждает устав и назначает руководителя. Предприятие отвечает по своим обязательством всем имуществом однако при недостаточности последнего субсидиарную ответственность несет РФ.

    Что касается некоммерческих организаций, то к ним относят общественные и религиозные организации и объединения, ассоциации и союзы, потребительские кооперативы, союзы и общества, фонды и учреждения, которые могут заниматься предпринимательской деятельностью, но не ставят в качестве основной цели получение прибыли.

    Внешние факторы – это в основном неконтролируемые силы, которые воздействуют на решения менеджеров и их действия и, в конечном счете, на внутреннюю структуру и процессы в организации. Менеджеры, спрашивая себя об этих силах, задают следующий вопрос: кто и что извне будет влиять на успех нашего плана?

    Внешние факторы так многочисленны и взаимосвязаны, что менеджер часто затрудняется при выборе тех, которые наиболее важны в процессе принятия решений. Фактически, лишь немногие менеджеры уделяют серьезное внимание этому вопросу. Они предпочитают изучать уже спрогнозированные общие тенденции, которые могут, повлиять на получение прибыли.

    Рассматривая эту проблему с точки зрения перспективы, полезно представить все внешние влияния на фирму как совокупность трех основных сфер. Как показано на рис.1.7.1, эти сферы следующие: отдаленное, промышленное и оперативное воздействия. Эти сферы и воздействия, которые от них исходят, а также их влияние на принятие решений менеджером – центральная тема этой лекции.

    Наиболее существенные внешние факторы, влияющие на маркетинговую стратегию фирмы на рынке программ, - конкуренция и государственное регулирование.
    После определения потенциального рынка сбыта продукта, его сегментации, учета неопределенности и риска по сегментам производятся оценки влияния конкурентов на сегменты потребительского рынка. Такие оценки можно получить, например, из статистики или экспертным путем.

    Влияние государства проявляется в первую очередь посредством налогов, штрафов и пошлин. Несмотря на то что в отечественных условиях реальные и номинальные доходы и расходы фирмы различаются, налоги, штрафы и пошлины часто взимаются исходя из номинальных результатов.

    В данной модели предлагается объединить покупателей в группы и для каждой из них установить некую групповую предельную цену. Там же рассматривается и модель, скорректированная с учетом затрат на создание и сбыт каждой новой копии продукта.

    При расчете базовых цен на информационные товары могут быть использованы традиционные для экономической теории методы: ценообразование на основе издержек, ценообразование на основе спроса и ценообразование на основе цен конкурентов. При этом затраты на производство информации складываются из затрат, связанных с осуществлением отдельных этапов или функций в рамках общего технологического процесса. Так, например, для случая производства статистической информации технологический процесс имеет следующие этапы:

    1) наблюдение;

    2) подготовка первичных данных (измерение);

    3) передача данных от источников информации;

    4) проверка достоверности данных;

    5) обработка полученных данных и их преобразования в новые сообщения;

    6) хранение данных;

    7) поиск информации и представление в требуемом пользователем виде;

    8) передача информации.

    В случае создания «идейного» продукта себестоимость его создания складывается из цены времени созревания замысла (или идеи), цены материалов (документации, сырья); цены времени конкретизации замысла, оформления и «упаковки» сообщения, а также различных надбавок за компетентность; более или менее постоянные издержки.

    В случае оказания интерактивных услуг основными видами базисных цен являются:

    · цена часа подсоединения к автоматизированному банку данных (АБД);

    · цена получения данных;

    · цена подписки на АБД и отдельные базы данных.

    Завершая рассмотрение особенностей ценообразования на информационном рынке, отметим особый характер информации как товара, что в свою очередь неизбежно накладывает отпечаток на принципы установления цен на рынке информационных продуктов. В ряде случаев информация распределяется, минуя сферу рынка, и потребители получают ее бесплатно. Однако интерес информационного бизнеса касается именно первого аспекта, т. е. распределение информации на соответственном рынке.

    На сегодняшний день процесс выявления перспективы развития предприятия с учетом влияния факторов внешней среды, необходимо провести с помощью анализа, объектом которого выступает ООО «Ирклиевский коопторг» и его дочернее торговое предприятие - магазин продовольственных товаров «Продукты». Предметом исследования являются внутренние и внешние механизмы регулирования факторов повышения эффективности ООО «Ирклиевский коопторг».

    Совокупность выше изложенных факторов и оценка их воздействия на хозяйственную деятельность достаточно различны, так в процессе управления, предприятие само определяет, какие факторы, и в какой степени могут воздействовать на результаты его деятельности в настоящий период и в будущей перспективе. Выводы проводимых исследований или текущих событий сопровождаются разработкой конкретных средств и методов для принятия соответствующих управленческих решений.

    В первую очередь на деятельность ООО «Ирклиевский коопторг» значительное влияние оказывают конкуренты. Воздействие конкурентов связано с географическим местом расположения предприятия ООО «Ирклиевский коопторг», которое находится в самом центре района. Его окружают ряд непосредственных внутриотраслевых конкурентов, производящие аналогичную продукцию и реализующими ее на одном и том же рынке. Конкурентоспособность между этими организациями выражается в анализе сравнения цен по товарной номенклатуре между конкурентами, которая показывает следующие доводы: ООО «Ирклиевский коопторг» не является лидером по уровню цен, и многие конкуренты устанавливают цены ниже уровня, что, естественно, не может не сказываться на уровне спроса. Это результат обусловлен высокой себестоимостью продукции по сравнению с конкурентами, так как приходится многое сырье привозить, нежели производить. Ситуация по ценовой конкуренции позволяет ООО «Ирклиевский коопторг» незначительно отставать, а по некоторым изделиям по сравнению с конкурентами и превосходить их. Например, за счет того, что высокий уровень спроса на продукцию нивелирует ценовые преимущества, а товарная номенклатура на ООО «Ирклиевский коопторг» выше, чем у конкурентов. Поэтому эти организации не обеспечивают потребности своего района и ООО «Ирклиевский коопторг» успешно действует на этой территории, поставляя до 10% выпускаемой продукции. Благоприятно складывающаяся конъюнктура рынка позволяет осуществлять и замену товара и его увеличение, что при сохранении устойчиво повышенного спроса может снизить себестоимость продукции и за счет этого.

    Для борьбы с конкуренцией внедрена маркетинговая стратегия роста ООО «Ирклиевский коопторг». Основой данной стратегии роста предприятия послужил анализ возможностей, которыми ООО «Ирклиевский коопторг» может воспользоваться при нынешних масштабах деятельности (возможности интенсивного роста). Для этого рекомендуется воспользоваться матрицей «продукт-рынок».

    Такая матрица указывает на три основные разновидности возможностей интенсивного роста: глубокое внедрение на рынок (изыскание предприятием путей увеличения сбыта своих существующих товаров на действующих рынках с помощью агрессивного маркетинга), расширение границ рынка (попытки предприятия увеличить сбыт благодаря внедрению ныне существующих товаров на новые рынки), совершенствование товара (попытки предприятия увеличить сбыт за счёт создания новых или усовершенствованных товаров для ныне действующих рынков).

    Из предложенных стратегий ООО «Ирклиевский коопторг» выбирает - товаропродвижение выпускаемой продукции. Основным методом продвижения товаров (продукции), является реклама. Основной целью рекламной политики является увеличение продажи продукции ООО «Ирклиевский коопторг» на рынке. Реклама в печатных изданиях даст покупателям достаточно широкое представление о продукции ООО «Ирклиевский коопторг». Рекламный материал должен убедить потребителя, что ООО «Ирклиевский коопторг» реализует продукцию в интересах покупателя, а товар - решение его проблем.

    В рекламном материале необходимо отразить конкурентные преимущества ООО «Ирклиевский коопторг»: его эксклюзивную сферу деятельности, конкурентоспособную продукцию, популярную торговую марку, качество продаваемого товара.

    Вторая группа внешних факторов, влияющих на развитие предприятия - потребители. Это отдельные лица, домохозяйства, а также корпоративные потребители (предприятия), которые используют товары и услуги предприятия - производителя для удовлетворения своих потребностей.

    Анализ потребителей, как компонента непосредственного окружения организации, в первую очередь имеет своей задачей составление профиля тех, кто покупает продукт, реализуемый организацией. Изучение покупателей позволяет лучше уяснить то, какой продукт в наибольшей мере будет приниматься, на какой объем продаж может рассчитывать организация, и в какой мере покупатели привержены продукту, на сколько можно расширить круг потенциальных покупателей, что ожидает продукт в будущем и многое другое.

    ООО «Ирклиевский коопторг» выявил целый ряд факторов, определяющих торговую силу покупателя, к числу таких факторов относятся:

    • 1. Соотношение степени зависимости покупателя от продавца со степенью зависимости продавца от покупателя;
    • 2. Объем закупок, осуществляемых покупателем:
      • - уровень информированности покупателя;
      • - наличие замещаемых продуктов;
      • - стоимость для покупателя перехода к другому продавцу;
    • 3. Чувствительность покупателя к цене, зависящая от общей стоимости осуществляемых им закупок, его ориентации на определенную марку, наличие определенных требований к качеству товара, его прибыли, системы стимулирования и ответственности лиц, принимающих решение о закупке.

    Таким образом, все многообразие внешних факторов находит отражение в потребителе и через него эффективно влияет на организацию, ее цели и стратегию. Гипотетически влияние каждого потребителя сильно отражается на деятельности предприятия, так как именно потребитель осуществляет «голосование рублем» за товар или услугу предприятия. также потребитель оказывать серьезное воздействие на достижение предприятием рыночной цели. ООО «Ирклиевский коопторг» ориентирует свои маркетинговые стратегии на крупные группы потребителей, от которых он в наибольшей мере зависит. Важное значение приобретают и различные ассоциации и объединения потребителей, оказывающих влияние не только на спрос, но и на имидж предприятия.

    Методика путей повышения и эффективности деятельности ООО «Ирклиевский коопторг» с учетом факторов внешней среды.

    Для того чтобы предлагать какие-либо нововведения для повышения эффективности, необходимо отметить тот факт, что теперь ни на одном из предприятий, успешно действующем на рынке, не игнорируется влияние воздействия внешней среды. Так на сегодняшний день руководителей разных рангов в целом осознают важное значение внешней среды и большое влияние ее факторов на экономическое и социальное развитие их предприятий. При этом основное внимание обращается на факторы микросреды организаций, оказывающих прямое непосредственное воздействие.

    В целом можно отметить, что на ООО «Ирклиевский коопторг» руководители предприятия и структурных подразделений находятся в курсе событий и изменений, происходящих во внешней среде, так как постоянно в свей повседневной деятельности ощущают ее влияние и получают информацию о ней из разных источников.

    Однако анализ внешней среды не является доминирующей задачей этих структурных подразделений, поэтому информация о факторах внешней среды у руководителей имеется в недостаточном объеме, она не всегда достоверна или поступает к ним несвоевременно.

    По вышеизложенным причинам для повышения эффективности анализа внешней среды на ООО «Ирклиевский коопторг», необходимо использовать следующий комплекс исследования данной проблемы, используя логическую последовательность этапов и процедур.

    На первом этапе необходимо установить стратегическую цель анализа, в качестве которой должно быть регулярное и своевременное предоставление руководителям предприятия и структурных подразделений разнообразной информации о внешней среде при принятии управленческих решений.

    Затем должна быть разработана программа исследования, в которой определяется необходимая информация, источники и методы ее сбора и анализа, методы прогнозирования факторов внешней среды.

    Следующим этапом должен быть поиск и сбор информации о внешней среде для разработки и принятия стратегических решений. При сборе внешней информации необходимо использовать различные газеты, журналы, официальные издания, справочники, сборники, каталоги, другую печатную рекламу, справочно-правовые системы, электронную сеть Internet.

    После сбора информации ее необходимо соответствующим образом обработать: вначале проверить на достоверность и непротиворечивость, затем систематизировать по отдельным факторам внешней среды так, чтобы ее было удобно анализировать и хранить.

    Вся собранная, обработанная и проанализированная информация должна храниться в базах данных по потребителям, поставщикам, конкурентам и макросреде в целом. Их следует построить таким образом, чтобы можно было предоставить информацию о внешней среде разным пользователям с необходимым для них уровнем детализации. Все базы данных должны быть взаимосвязаны друг с другом и должны обновляться по мере поступления новой информации, в том числе в ходе мониторинга.

    В силу вышесказанного можно сделать вывод, что единственно правильным вариантом поведения современного предприятия для достижения эффективного долгосрочного функционирования и успешного развития является уделение повышенного внимание осуществлению анализа вешней среды. А для этого необходима разработка и осуществление комплексного анализа с учетом индивидуальных особенностей предприятия при соответствующим кадровом, финансовым и техническом обеспечении. Только при этом условии можно рассчитывать на эффективность принимаемых стратегических и оперативных управленческих решений.