• Презентация на тему "логопедический массаж". Презентация по логопедии на тему "логопедический массаж" Основные приёмы массажа






    Показания к применению массажа в логопедической практике Логопедический массаж входит в комплексную медико-педагогическую систему реабилитации детей, подростков и взрослых, страдающих речевы­ми нарушениями. Массаж используется в логопедической работе с лицами, у которых диагностированы такие речевые расстройства, как дизартрия, в том числе и ее стертые формы, ринолалия, заикание, а также нару­шения голоса. В целом массаж применяется в коррекционной педагогической работе во всех тех случаях, когда имеются нарушения тонуса мышц.


    Место массажа в комплексной системе коррекционно-педагогического воздействия Логопедический массаж часть комплексной психолого- педагогической работы, направленной на коррекцию речевых расстройств. Он может проводиться на всех этапах коррекционного воздействия, но особенно значимо его использование на начальных этапах работы.





    Логопедический массаж может осуществлять логопед, дефектолог или медицинский работник, который владеет техникой логопедического массажа, т.е. прошедший специальную подготовку и знающий анатомию и физиологию мышц, обеспечивающих речевую деятельность, а также этиопатогенез речевых нарушений.









    Физиологическое действие массажа Лицо человека, в отличие от других частей тела, наиболее богато снабжено нервными окончаниями, кровеносными и лимфатическими сосудами. Это отражается на состоянии мьшц лица, с помощью которых передаются тончайшие изменения эмоционального состояния человека.


    Именно выражение лица в первую очередь отражает настроение и самочувствие человека. Кожа лица особенно чувствительна к механическим воздействиям. Благодаря этому существует тончайшая обратная связь между состоянием мышц и нервов лица, возникающим под влиянием массажа, и самочувствием и настроением человека.


    Массаж оказывает благоприятное физиологическое воздействие на организм. Под влиянием массажа в организме возникает ряд местных и общих реакций, в которых принимают участие все ткани, органы и системы. Поверхность кожи представляет собой огромное чувствительное поле, которое является периферической частью кожного анализатора, а значит, она неразрывно связана с центральной нервной системой.


    При массаже воздействие оказывается не только на структурные слои кожи, ее сосуды и железистый аппарат, но и на состояние ЦНС. В связи с этим меняется общая нервная возбудимость, оживляются утраченные либо сниженные рефлексы, меняется в целом функциональное состояние ЦНС, Массаж улучшает секреторную функцию кожи, активизирует ее лимфо и кровообращение, а следовательно, улучшает ее питание, повышает обменные процессы.


    Массаж оказывает большое влияние на состояние капилляров кожи. Капиллярная система является рефлексогенной зоной в сосудистой системе. Это означает, что изменения состояния капилляров под влиянием массажа вызывают отчетливые изменения во всей сосудистой системе. Под влиянием массажа капилляры расширяются, увеличивается газообмен между кровью и тканями (кислородная терапия тканей). Ритмические массажные движения облегчают продвижение крови по артериям, ускоряют отток венозной крови.


    Массаж оказывает рефлекторное воздействие на всю лимфатическую систему, улучшая функцию лимфатических сосудов. Существенно изменяется под влиянием массажа состояние мышечной системы. В первую очередь повышаются эластичность мышечных волокон, сила и объем их сократительной функции, работоспособность мышц, восстанавливается их активность после нагрузки.


    Дифференцированное применение различных приемов массажа позволяет понизить тонус при спастичности мышц и, напротив, повысить его при вялых парезах артикуляционной мускулатуры, помогает формированию и осуществлению- активных произвольных, координированных движений органов артикуляции. Функция мышц неразрывно связана с сухожильно- связочным аппаратом. Под влиянием массажа увеличивается подвижность и эластичность связочного аппарата.


    Между силой воздействия при массаже и ответной реакцией организма существует сложная зависимость. При легком, медленном поглаживании снижается возбудимость массируемых тканей. Это оказывает успокаивающее воздействие, возникает приятное чувство тепла, улучшается самочувствие. Энергичные и быстрые движения при массажном воздействии повышают раздражимость массируемых тканей.




    Основные цели логопедического массажа: 1) нормализация мышечного тонуса общей, мимической и артикуляционной мускулатуры; 2) уменьшение проявления парезов и параличей мышц артикуляцион­ного аппарата; 3) снижение патологических двигательных проявлений мышц речевого аппарата (синкинезии, гиперкинезы, судороги и т.п.);


    4) стимуляция проприоцептивных ощущений; 5) увеличение объема и амплитуды артикуляционных движений; 6) активизация тех групп мышц периферического речевого аппарата, у которых имелась недостаточная сократительная активность; 7) формирование произвольных, координированных движений органов артикуляции.


    Противопоказания к массажу делятся на 3 группы: кожные заболевания грибковые, гнойничковые, герпес, трещины, а так­же гематомы, онкологические заболевания; инфекционные ангины, острые лихорадочные состояния, детские инфекции, другие инфекционные заболевания; стоматологические стоматиты (!), любые оперативные вмешательства, удаления или выпадения зубов.


    В логопедии используют следующие виды массажа: массаж, основанный на приёмах классического (укрепляющий или расслабляющий); точечный (лучше всех им владеют врачи китайской народной медицины у них мы и призываем вас учиться этому методу); зондовый; аппаратный; самомассаж.






    1. Поглаживание рука скользит по коже или слизистой, не сдвигая её, не собирая в складки. Если приём проводить медленно, он снижает тонус. С поглаживания обычно начинают и им заканчивают процедуру, оно же применяется в промежутках между другими приёмами.




    3. Разминание смещение тканей с их захватом действие, стимулирующее даже при локальном воздействии. Разминание аналогично пассивной гимнастике. Избыточное разминание ведёт к запредельному расслаблению. Если разминание занимает четверть массажного времени, будет оказано только трофическое воздействие, если половину массажного времени стимулирующее.


    4. Вибрация передача колебаний руки логопеда на массируемые ткани ребёнка. Вибрация бывает двух типов: прерывистая с отрывом руки от поверхности кожи (поколачивание, посту­ кивание). Она стимулирует мышцы; непрерывная колебания передаются без отрыва руки. Она расслабляет.


    О ТОНУСЕ МЫШЦ Перед массажем главное, что нужно сделать, это определить тонус мышц речевого аппарата. Он может быть нормальным, повышенным (тогда он называется «гипертонус») пониженным (гипотонус). Определение тонуса лучше проводить в положении лёжа, когда мышцы ребёнка максимально расслаблены.


    В норме мышцы находятся в состоянии некоторого напряжения. Здоровая мышца мягкая, упругая, эластичная, её ощупывание безболезненно. При гипертонусе мышцы более плотные, напряжённые, пассивные движения совершаются с трудом. При гипотонусе мышцы вялые и дряблые.










    ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОВЕДЕНИЯ МАССАЖА Для проведения массажа необходимо оборудовать место. Это может быть прямая кушетка (без подголовника), на которой ребёнок лежит на спине. На кушетку можно постелить лёгкое одеяло и простыню. Под шею ребёнка и колени подкладывается валик, чтобы шейный отдел позвоночника был зафиксирован, а голова была слегка запрокинута назад.




    Массаж не рекомендуется проводить сразу после приёма пищи. Перед проведением процедуры логопед должен тщательно вымыть руки и протереть их спиртом. Руки должны быть тёплыми. Лучше не употреблять для мытья рук мыло с сильным запахом (т. к. это может быть неприятно ребёнку).




    Расслабление шейной и грудной мускулатуры. Расслабление мышц рук и ног Сеанс массажа начинают с приёмов общего расслабления (релаксации). Релаксирующей является любая поза, при которой мышцы максимально расслаблены и ребёнок дышит свободно. Наиболее удобными позами являются положение лёжа или полулёжа:




    Расслабление ног Ноги согнуты в коленях, ступни стоят на кушетке. Логопед покачивает ноги ребёнка, удерживая их за колени, из стороны в сторону, как бы легко перекидывая их из одной руки в другую вправо-влево. Затем с высоты 5 см ноги легко «бросаются» на кушетку.


    Расслабление рук Поочерёдное потряхивание паль­цев руки, затем предплечья и всей руки. Логопед при этом приговаривает: «Пальчики полетели, кисть полетела, вся ручка полетела. Полетела, полетела и упала». Затем рука «бросается» на кушетку со словами: «Отдыхают ручки, отдыхают ножки».






    Массаж мышц шеи Необходимо отметить, что при расслаблении мышц шеи рефлекторно расслабляются мышцы корня языка. 1. Медленное поглаживание шеи в области горла попеременно ладонями обеих рук сверху вниз. 2. Поглаживание от околоушной области лица по боковой поверхности шеи до подмышечных впадин. 3. Поглаживание задней поверхности шеи ладонями обеих рук от затылка вниз, через боковую поверхность шеи до подмышечных впадин. Сюда можно включить расслабляющие упражнения для мышц шеи, описанные выше.


    Массаж лицевой мускулатуры На детском лице поглаживание и разминание проводится 24 пальцами обеих рук. Движения проводятся обеими руками равномерно с двух сторон. 1. От середины лба к вискам. 2. От середины лба до ушных раковин. 3. От середины лба до ушных раковин и далее через щёки к подбородку. 4. От бровей к волосистой части головы. 5. От спинки носа к ушным раковинам. 6. От мочек ушей по щекам к крыльям носа.


    Массаж щёк и круговой мышцы рта 1. Лёгкое разминание щёк подушечками 23 пальцев. Движения круговые по всей поверхности щеки. 2. Пощипывание указательным и большим пальцами. Выполнять очень легко. Рекомендуется при гипотонусе. (При спастичности мышц и на первых сеансах массажа выполнять не рекомендуется!) 3. «Пальцевой душ», или лёгкое похлопывание подушечками пальцев по всей поверхности щеки. 4. Похлопывание по надутым щекам. Губы ребёнка сжаты, щеки надуты. При похлопывании щёк ребёнок старается удержать их в надутом состоянии


    5. Массаж щёк и круговой мышцы рта. Массаж круговой мышцы рта проводится с внутренней сто­роны щёк шпателем с соской или пальцем в на­пальчнике. Ребёнка просят открыть рот, соской (или пальцем в напальчнике) щёки масси­ руются с внутренней стороны лёгкими круговыми движениями. Таким же образом соска проходит под верхней губой, затем массируются другая щека и внутренняя сторона нижней губы. И так 35 раз


    После массажа щёк и круговой мышцы рта рекомендуем выполнить упражнения, укрепляющие мускулатуру щёк. 1. Ребёнок поочерёдно надувает и втягивает щёки в спокойном темпе, удер­живая их в каждом положении 35 секунд «толстячки худышки». 2. Ребёнок поочерёдно надувает щёки, как бы перегоняя воздух из одной щеки в другую, «шарики». 3. Круговые движения языка с внутренней стороны щёк и губ: правая щека под верхней губой левая щека под нижней губой. «Нарисовать» 5 6 кругов в одну и другую стороны «рисуем кружок». 4. Сжать губы, надуть щёки, удержать воздух 23 секунды и выпустить через губы, произнося: «Пых!» «самовар». 5. Изотонические упражнения для щёк.


    Массаж, расслабляющий мышцы языка 1. Вибрация указательными пальцами под углами нижней челюсти. Установить пальцы на этих точках и производить лёгкие вращательно-вибрирующие движения в течение 1015 секунд. 2. Поглаживание по краю нижней челюсти в направлении от подбородка к ушам тыльными сторонами ладоней. 3. Установить указательный или средний палец в подчелюстной области и производить лёгкие вращательные движения в течение 1015 секунд.


    Массаж носогубных складок Данный массаж особенно рекомендуется при асимметрии, сглаженности носогубных складок. 1. Поглаживание вдоль носогубных складок сверху вниз указательными или средними пальцами. 2. Поглаживание от носогубных складок в стороны. Указательные пальцы помещаются на носогубные складки и выполняют лёгкие поглаживающие движения в стороны


    3. Спиралевидные движения с одновременным продвижением по носогубным! складкам вниз. 4. Разминание носогубных складок. Лёгкие точечные движения по носогуб-ным складкам. 5. «Пальцевой душ». Лёгкое похлопывание подушечками 12 пальцев по ходу носогубной складки.


    Массаж губ Массаж губ ребёнка выполняется указательными или средними пальцами обеих рук. 1. Поглаживание над верхней и под нижней губой от середины к краям. 2. Поглаживание по верхней и нижней губе от середины к уголкам губ. 3. Разминание губы между большим и указательным пальцами. Указательный палец вводится между губой и зубами подушечкой «к себе». Большой «перетирает» губу вокруг подушечки указательного. Массаж проводится с верхней и нижней губами


    Далее можно сделать пассивную гимнастику. Предлагаем следующие приёмы. 4. Собираем губы в «складочку». Указательные пальцы помещаются на точку, находящуюся между серединой верхней губы и углом рта с обеих сторон. Дви­жения направлены к средней линии так, что губа собирается в вертикальную складку. Такое же движение проделывается и с нижней губой. 5. Пальцы логопеда помещаются в то же положение, но движения направле­ны вниз по нижней губе, обнажая нижнюю десну и вверх по верхней губе, обнажая верхнюю десну. 6. «Улыбка трубочка». Пальцы логопеда помещаются в углы рта, губы рас­тягиваются в улыбку, а затем собираются в «трубочку».


    Данные приёмы пассивной гимнастики помогают детям перейти к самостоятельному выполнению этих упражнений: похлопывание, или «пальцевой душ», по всей поверхности губ; выполняется очень легко указательным и средним пальцами руки; пощипывание проводится от средней линии к уголкам губ; рекомендуется при гипотонии мышц губ.


    Массаж языка Массаж языка удобно проводить соской, надетой на шпатель, или пальцем напальчнике. Можно массировать язык и просто чисто вымытыми руками через носовой платочек. Именно в мышцах языка наиболее выражено спастическое напряжение, которое затрудняет его подвижность и препятствует работе над звукопроизношением. Массаж мышц языка следует проводить после общего расслабления и описанного выше массажа шеи и лицевой мускулатуры.


    Следует помнить, что мышцы языка тесно связаны с мышцами нижней челюсти. Движение языка вниз в полости рта и его расслабление проще всего достигается при одновременном опускании нижней челюсти. Для того чтобы ребёнок научился опускать нижнюю челюсть, можно применять следующую пассивную гимнастику.


    Поместить большой палец (в напальчнике) на нижние зубы, а остальные пальцы подвести под подбородок. Под тяжестью большого пальца нижняя челюсть плавно опускается вниз. Пальцы логопеда помещаются на точки, находящиеся между серединой верхней губы и углом рта с обеих сторон. Пальцы легко раздвигаются с упором на нижнюю губу, нижняя челюсть опускается.


    Поглаживание по всей линии подбородка, массирование точек под углами нижней челюсти, описанное выше, тоже способствуют расслаблению жеватель­ных мышц и открыванию рта. Ребёнку предлагают открыть рот, высунуть язык. Удерживая кончик языка марлевой салфеткой, проводят массаж языка. После выполнения нескольких мас­сажных движений ребёнку дают отдохнуть.








    Плавные поглаживания по боковым краям языка большим и указательным пальцами одновременно. Рот открыт, губы в улыбке, язык высунут, кончик языка придерживается салфеткой. Поглаживание проводится от кончика языка к корню и обратно. Лёгкое надавливание большим и указательным пальцами одной руки по бо­ковым краям языка. Пальцы продвигаются от кончика к корню и обратно.


    «Перетирание» боковых поверхностей языка большим и указательным паль­ цами одной руки. Сжать пальцами с двух сторон боковые края средней части языка и массировать захваченную область в течение 5 секунд. Передвинуть пальцы, «перетирать» следующий участок.


    После массажа языка, особенно при спастичности, попросите ребёнка спокойно уложить язык во рту («язычок лёг на кроватку»). Можно помочь ребёнку: аккуратно положить на язык шпатель, прикрывая им кончик языка и часть спинки, чуть прижать язык («язычок накрыли одеялом») на несколько секунд. Регулярное выполнение этого приёма помогает значительно уменьшить спастичность языка. Для этого можно использовать шпатель.


    Список литературы: АрхиповаЕ.Ф. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стёртой дизартрии. – М.: АСТ. Астрель, 2008 Белая Н.А. Массаж лечебный и оздоровительный. – М., Блыскина И. В., Ковшиков В. А. Массаж в коррекции артикуляторных рас­стройств. СПб.: Сатис, Дедюхина Г.В., Могучая Л.Д., Яньшина Т.А. Логопедический массаж и лечебная физкультура с детьми 3-5 лет, страдающими детским церебральным параличом. – М., 2001.


    Дьякова Е. А. Логопедический массаж. М.: Академия, Левченко И.Ю, Приходько О.Г. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. - М., Мастюкова Е. М., Ипполитова М. В. Нарушение речи у детей с церебральным параличом. М.: Просвещение, Мещерякова Н.П., Жуковская Л.К., Терешкова Е.Б. Коррекция речевых и неречевых расстройств у дошкольников. – Волгоград: Учитель., 2009


    Новикова Е. В. Зондовый массаж. Коррекция звукопроизношения. М.: Гном и Д, Сиротюк В. Л. Коррекция обучения и развития школьников. М.: Сфера, Смирнова И.А. Логопедическая диагностика, коррекция и профилактика нарушений речи у дошкольников с ДЦП. Алалия, дизартрия, ОНР. – СПб.: «Детство- пресс», 2007.

    Логопедический массаж активный метод механического воздействия, который изменяет состояние мышц, нервов, кровеносных сосудов и тканей периферического речевого аппарата. Логопедический массаж представляет собой одну из логопедических техник, способствующих нормализации произносительной стороны речи и эмоционального состояния лиц, страдающих речевыми нарушениями.


    Основные цели логопедического массажа: 1) нормализация мышечного тонуса общей, мимической и артикуляционной мускулатуры; 2) уменьшение проявления парезов и параличей мышц артикуляционного аппарата; 3)снижение патологических двигательных проявлений мышц речевого аппарата (синкинезии, гиперкинезы, судороги и т.п.); 4) стимуляция кинестетических ощущений; 5) увеличение объема и амплитуды артикуляционных движений; 6) активизация тех групп мышц периферического речевого аппарата, у которых имелась недостаточная сократительная активность; 7) формирование произвольных, координированных движений органов артикуляции.


    Противопоказания к массажу делятся на 3 группы: кожные заболевания грибковые, гнойничковые, герпес, трещины, а так­же гематомы, онкологические заболевания; инфекционные ангины, острые лихорадочные состояния, детские инфекции, другие инфекционные заболевания; стоматологические стоматиты (!), любые оперативные вмешательства, удаления или выпадения зубов.


    В логопедии используют следующие виды массажа: массаж, основанный на приёмах классического (укрепляющий или расслабляющий); точечный (лучше всех им владеют врачи китайской народной медицины у них мы и призываем вас учиться этому методу); зондовый; аппаратный; самомассаж.


    В классическом массаже есть четыре основных приема, всё остальное их модификации: Поглаживание - рука скользит по коже или слизистой, не сдвигая её, не собирая в складки. Если приём проводить медленно, он снижает тонус. С поглаживания обычно начинают и им заканчивают процедуру, оно же применяется в промежутках между другими приёмами. Растирание- смещение, растяжение, передвижение тканей в различных направлениях. Рука смещает кожу, но не давит вглубь. Быстрое растирание стимулирует, а медленное (9 движений в минуту) расслабляет


    Разминание - смещение тканей с их захватом действие, стимулирующее даже при локальном воздействии. Разминание аналогично пассивной гимнастике. Избыточное разминание ведёт к запредельному расслаблению. Если разминание занимает четверть массажного времени, будет оказано только трофическое воздействие, если половину массажного времени стимулирующее. Вибрация- передача колебаний руки логопеда на массируемые ткани ребёнка. Вибрация бывает двух типов: Прерывистая - с отрывом руки от поверхности кожи (поколачивание, посту­кивание). Она стимулирует мышцы; Непрерывная - колебания передаются без отрыва руки. Она расслабляет.


    Комплексы сегментарного массажа по Новиковой Е.В После общего расслабления можно переходить к логопедическому массажу «Солдат и тряпичная кукла». Необходимо отметить, что при расслаблении мышц шеи рефлекторно расслабляются мышцы корня языка. 1. Медленное поглаживание шеи в области горла попеременно ладонями обеих рук сверху вниз. 2. Поглаживание от околоушной области лица по боковой поверхности шеи до подмышечных впадин. 3. Поглаживание задней поверхности шеи ладонями обеих рук от затылка вниз, через боковую поверхность шеи до подмышечных впадин..


    Массаж лицевой мускулатуры На детском лице поглаживание и разминание проводится 24 пальцами обеих рук. Движения проводятся обеими руками равномерно с двух сторон: 1. От середины лба к вискам. 2. От середины лба до ушных раковин. 3. От середины лба до ушных раковин и далее через щёки к подбородку. 4. От бровей к волосистой части головы. 5. От спинки носа к ушным раковинам. 6. От мочек ушей по щекам к крыльям носа.


    Применение логопедического массажа позволяет значительно сократить время коррекционной работы, особенно над формированием произносительной стороны речи. Использование логопедического массажа приводит к постепенной нормализации мышечного тонуса. В том случае, если обучаемый имеет выраженную неврологическую симптоматику, только использование логопедического массажа, особенно на начальных стадиях коррекционной работы, может обеспечить положительный эффект.


    Физиологическое действие массажа В основе физиологического механизма массажа лежат сложные взаимообусловленные рефлекторные, нейрогуморальные и обменные процессы, регулируемые центральной нервной системой. Механическое раздражение в виде массажа вызывает деформацию нервных окончаний кожи. Энергия массажных манипуляций превращается в энергию нервного возбуждения. Возбуждения рецепторов в форме центростремительных (афферентных) импульсов передаются по чувствительным путям в центральную нервную систему, а обратная импульсация по эфферентным путям поступает в ткани и мышцы. В результате меняется общая нервная возбудимость, оживляются утраченные или сниженные рефлексы. В целом, формирующиеся ответные реакции способствуют нормализации регулирующей и координирующей функции центральной нервной системы.




    Логопедический массаж выполняется в области мышц речевого аппарата. Мышцы артикуляционного аппарата, мимические мышцы лица, мышцы, обеспечивающие работу голосовых связок и мышцы дыхательного аппарата, представляют собой единую мышечную систему, обеспечивающую речепроизводство. В силу этого, логопедический массаж обязательно должен включать все вышеперечисленные области, даже в тех случаях, когда отмечается поражение мышц лишь на локальном участке.


    На нервную систему: под влиянием массажа улучшается функциональное состояние проводящих путей, усиливаются различные рефлекторные связи коры головного мозга с мышцами, сосудами и внутренними органами. Глубокое влияние оказывает массаж на периферическую нервную систему, ослабляя или прекращая боли, улучшая проводимость нерва, ускоряя процесс регенерации при его повреждении.


    На кровеносную и лимфатическую систему. Массаж вызывает расширение функционирующих капилляров, раскрытие резервных капилляров, благодаря чему создается более обильное орошение кровью не только массируемого участка, но, рефлекторно, и на большом отдалении от него, в результате чего увеличивается кислородный газообмен между кровью и тканью и происходит как терапия тканей так и лимфатической системы..


    Поглаживание по всей линии подбородка, массирование точек под углами нижней челюсти тоже способствуют расслаблению жевательных мышц и открыванию рта. Ребёнку предлагают открыть рот, высунуть язык. Удерживая кончик языка марлевой салфеткой, проводят массаж языка. После выполнения нескольких массажных движений ребёнку дают отдохнуть.


    Массаж языка Массаж языка удобно проводить соской, надетой на шпатель, или пальцем напальчнике. Можно массировать язык и просто чисто вымытыми руками через носовой платочек. Именно в мышцах языка наиболее выражено спастическое напряжение, которое затрудняет его подвижность и препятствует работе над звукопроизношением. Массаж мышц языка следует проводить после общего расслабления и описанного выше массажа шеи и лицевой мускулатуры. Следует помнить, что мышцы языка тесно связаны с мышцами нижней челюсти. Движение языка вниз в полости рта и его расслабление проще всего достигается при одновременном опускании нижней челюсти. Для того чтобы ребёнок научился опускать нижнюю челюсть, можно применять следующую пассивную гимнастику.


    Поместить большой палец (в напальчнике) на нижние зубы, а остальные пальцы подвести под подбородок. Под тяжестью большого пальца нижняя челюсть плавно опускается вниз. Пальцы логопеда помещаются на точки, находящиеся между серединой верхней губы и углом рта с обеих сторон. Пальцы легко раздвигаются с упором на нижнюю губу, нижняя челюсть опускается.


    Проводят следующие приёмы массажа языка. Поглаживание языка от его средней части к кончику. Постепенно можно продвигаться ближе к корню языка Зигзагообразное поглаживание от середины языка к кончику. Поглаживание от серединной линии языка в стороны. Поглаживание переднего края языка (по периметру) и от серединной линии в стороны по краю языка




    Плавные поглаживания по боковым краям языка большим и указательным пальцами одновременно. Рот открыт, губы в улыбке, язык высунут, кончик языка придерживается салфеткой. Поглаживание проводится от кончика языка к корню и обратно. Лёгкое надавливание большим и указательным пальцами одной руки по бо ­ ковым краям языка. Пальцы продвигаются от кончика к корню и обратно.


    «Перетирание» боковых поверхностей языка большим и указательным паль­цами одной руки. Сжать пальцами с двух сторон боковые края средней части языка и массировать захваченную область в течение 5 секунд. Передвинуть пальцы, «перетирать» следующий участок.


    После массажа языка, особенно при спастичности, попросите ребёнка спокойно уложить язык во рту («язычок лёг на кроватку»). Можно помочь ребёнку: аккуратно положить на язык шпатель, прикрывая им кончик языка и часть спинки, чуть прижать язык («язычок накрыли одеялом») на несколько секунд. Регулярное выполнение этого приёма помогает значительно уменьшить спастичность языка. Для этого можно использовать шпатель.








    Универсальный комплекс упражнения для массажа языка Цель: укрепление язычной мускулатуры. Логопедический массаж может проводиться как на индивидуальных занятиях с логопедом, так и заботливым родителем дома. Массаж языка может проводиться с помощью деревянного шпателя, массажного зонда, зубной щетки или носового платка. Упражнения 1, 2, 3 повторяют по 4-6 раз. Легкие вибрирующие движения, передаваемые языку через шпатель в течение секунд, способствуют активизации мышц языка. Эффективен при задержки речи, при тяжелых речевых расстройствах




    Под влиянием массажа повышается эластичность мышечных волокон, их сократительная функция, замедляется мышечная атрофия, а также уменьшается уже развившаяся гипотрофия. Дифференцированное применение различных приемов массажа позволяет понизить тонус при спастичности мышц и, напротив, повысить его при вялых парезах артикуляционной мускулатуры, помогает формированию и осуществлению активных произвольных, координированных движений органов артикуляции. Связочный аппарат и суставы приобретают большую подвижность.



    Логопедический массаж в комплексной системе преодоления речевых расстройств. Практикум «Мастер-Класс» по логопедическому массажу при Дизартрии Семинар мая 2014 г. г.Челябинск Архипова Елена Филипповна – доктор педагогических наук, профессор МГПУ и МГГУ им.Шолохова




    Семинар «Мастер-Класс» 1. Методические рекомендации к логопедическому массажу - Архиповой Е. 2. Дифференцированный массаж при Дизартрии - авторская позиция Архиповой Е. 3. Массаж при ДЦП – авторская позиция Архиповой Е., Дедюхина Г. 4. Самомассаж – Дьяковой Е. 5. Точечный массаж при заикании – Мещерская Л., Шевцова Е. 6. Массаж при ринолалии и нарушении голоса 7. Инновационные технологии логопедического массажа. 8. Практикум «Мастер-Класс»- дифференцированный массаж при Дизартрии.






    .








    1 т – вначале каждой процедуры 2 т– вначале каждой процедуры 15 точек-БАТ 3 т– каждый день 4 т –каждый день 5 т - через день 6 т- через день 7 т- через день 8 т- через день 9 т- через день 10 т- через день 11 т- через день 12 т- через день 13 т- через день 14 т- через день 15 т- через день






    Если же после второго, третьего курса точечного массажа вы не заметили улучшения, не отчаиваетесь, наберитесь терпения. Имейте в виду, что в перерыве между курсами возможно даже ухудшение – заикание усиливается. В этом случае начинайте повторный курс массажа, не дожидаясь, пока истекут 6 месяцев.




    При заикании используется так называемый успокаивающий метод воздействия. Надо надавливать на точку воздействия акупунктуры- БАТ- подушечкой большого, среднего или указательного пальца плавно и медленно, вращательным движением по часовой стрелке, в течение примерно полминуты, увеличивая силу давления.


































    .




    Гидромассажный коврик при заикании shop.ru/shop/UID_901.html




    Отзыв мамы двух детей с заиканием 5-7 лет В самом начале у нас получилось: - массаж расслабляющий + точечный 10 процедур, -потом 10 дней отдохнули и - далее через день 5 солевых и 5 простых гидромассажных ванн перед сном (не горячих) Запинки прекратились через 3-4 недели, то есть как раз к окончанию курса


    Шевцова Е. Е., Артикуляционный массаж при заикании, Москва, 2006 Массаж - это лечебный метод, при котором используется механическая энергия, передаваемая органам и тканям в виде поглаживания, растирания, вибрации, поколачивания. Из нашей книги вы узнаете, о том положительном эффекте, который достигается в коррекции многих речевых расстройств, в том числе и заикания, в результате применения артикуляционного массажа.




    В издании представлена авторская комплексная методика коррекции речевой и сопутствующих ей патологий у детей от 2 до 7 лет. Публикуемые материалы - результат более чем 20-летнего опыта успешного использования логопедического массажа и других нетрадиционных методов воздействия в работе с дошкольниками, школьниками и взрослыми, имеющими нарушения речи год




    Массаж профессора Ауглина Детский психолог из Швейцарии, Фритц Р. Ауглин, разработал и применил на практике специальный массаж для детей с ММД: Этот массаж рекомендован детям с самого рождения. Постепенно учить ребенка самостоятельно выполнять следующие упражнения:




    2. Указательными и средними пальцами обеих рук одновременно «рисовать» круги (массировать круговыми движениями) по контуру щек. 3. Указательными и средними пальцами рук «рисовать» круги по контуру лба и на подбородке. Движения следует выполнять обеими руками одновременно, но в противоположных направлениях.




    5. Подушечками указательных пальцев обеих рук сильно нажимать на точки (рис. 1) на каждую по очереди: точка 1 находится на переносице, на уровне внутренних углов глаза; точка 2 на середине носовой кости; точка 3 у края носовой кости (соответствует точке Инь-сян); точка соответствует точке Хэ-ляо.




    Краниопунктура= скальптерапия Новый метод воздействия на организм человека. Лечение по этому методу заключается в массировании тканей, покрывающих мозговой череп. Зоны воздействия представлены не точками, а линиями, которые проявляют себя только при тех или иных патологических состояниях.






    Рис. 2. Зоны краниопунктуры: 1 моторная зона; 2 чувствительная зона; 3 вторая зона речи; 4 третья зона речи; 5 зона зрения; 6 зона носа и горла; 7 центральная точка; 8 теменной бугор; 9 точка на середине расстояния между бровей; 10 точка на середине нижнего края наружного затылочного бугра


    Здесь дано описание только тех зон, воздействие на которые способствует развитию речи (а следовательно, и интеллекта) и психических функций. 1. Моторная зона линия, которая начинается на 0,5 см кзади от центральной точки и оканчивается в точке пересечения горизонтальной линии с центром височной кости.
















    Вслед за массажем ребенок учится самостоятельно морщить лоб, нос, хмуриться, сдвигать брови, надувать щеки, улыбаться. Все эти упражнения улучшают окраску голоса, его силу и тембр, так как, по данным физиологии, работа мимических мышц, раздражения кожи лица повышают тонус голосовых мышц.


    И.И. Ермакова КОРРЕКЦИЯ РЕЧИ ПРИ РИНОЛАЛИИ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ Чувствительность нёба после операции помогает восстановить массаж. Разминание рубцов вызывает прилив крови в область раневой поверхности, что улучшает питание тканей. Рубцы становятся мягче, нёбная занавеска пластичной и обретает чувствительность.




    Массаж неба Затем делает надавливающие движения в области рубцов. Начинают массаж с 15 минут один раз в день (один раз проглаживают и разминают нёбо) и доводят до 10 раз в день по 3 минуты (10 раз в день с интервалом в один час проглаживают и разминают нёбо по 3 раза подряд).


    Логопедический массаж А87 Архипова Е. Ф. Коррекционная работа с детьми с церебральным параличом: Доречевой период: Кн. для логопеда. М.: Просвещение, с.:ил В книге дается общая характеристика развития детей первые двух лет жизни, страдающих церебральным параличом, и методика коррекционно-воспитательной работы с ними. Автор описывает логопедический массаж конкретные приемы исправления отклонений в доречевом развитии с целью предупреждения тяжелых речевых дефектов.


    Архипова Е.Ф., Логопедический массаж при дизартрии, Владимир, Дается характеристика расстройств у детей с дизартрией, а также представлена методика проведения точечного, зондового и ручного массажа. Впервые в практике предлагаются дифференцированные приемы массажа в зависимости от патологической симптоматики в мышечной системе при различных речевых нарушениях.


    Микляева Ю.В. Логопедический массаж и гимнастика. Работа над произношением. - М.: Айрис-пресс, В книге представлена эффективная авторская методика исправления нарушений звукопроизношения у детей, обеспечивающая индивидуальный подход к каждому ребенку. Она позволяет значительно ускорить процесс коррекции речевых нарушений и эффективно упрочить навыки правильного звукопроизношения. . Приходько О. Г., Логопедический массаж при коррекции дизартрических нарушений речи у детей раннего и дошкольного возраста, СПб, КАРО, 2008 Дифференцированный логопедический массаж часть комплексной медико-психолого- педагогическиой работы, направленной на коррекцию различных речевых расстройств. Массаж используется в логопедической работе с детьми с дизартрией, ринолалией, заиканием и голосовыми расстройствами. При этих формах речевой патологии (особенно при дизартрии) массаж является необходимым условием эффективности логопедического воздействия. Логопедический массаж это одна из логопедических технологий, активный метод механического воздействия. Массаж применяется в тех случаях, когда имеют место нарушения тонуса артикуляционных мышц.
    Массаж Крупенчук О.И. Предложена новая методика логопедического массажа - массаж ложками, Преимущества: Во-первых, он помогает избежать отрицательной реакции на зондовый массаж, во-вторых, его легко могут освоить заинтересованные родители и применять в домашних условиях, в- третьих, движения массажа достаточно просты, что позволяет обучить детей самомассажу. Все действия с ложками выполняются в сопровождении стихотворений, которые не только задают ритм движения и пределяют последовательность действий, но и описывают сами движения, что очень полезно для детей с недоразвитием речи.



    Описание презентации по отдельным слайдам:

    1 слайд

    Описание слайда:

    активный метод механического воздействия, который изменяет состояние мышц, нервов, кровеносных сосудов и тканей периферического речевого аппарата. Логомассаж представляет собой одну из логопедических техник, способствующих нормализации речевой функции.

    2 слайд

    Описание слайда:

    Логомассаж входит в комплексную медико-педагогическую систему реабилитации детей, подростков и взрослых, страдающих речевыми нарушениями: Дизартрия, дислалия, алалия, афазия, Ринолалия; Заикание Нарушение голоса и др.

    3 слайд

    Описание слайда:

    Л.м. может проводиться на всех этапах логопедического коррекционного воздействия; При преодолении артикуляторных нарушений л.м. проводится наряду с пассивной, пассивно-активной и активной артикуляционной гимнастикой; При формировании речевого дыхания, голоса, нормализации эмоционального состояния м. может использоваться в комплексе с традиционными логопедическими или релаксационными упражнениями.

    4 слайд

    Описание слайда:

    Логопед; Дефектолог; Медицинский работник; Прошедшие специальную подготовку и имеющие сертификат по логопедическому массажу.

    5 слайд

    Описание слайда:

    Оказывает благоприятное физиологическое воздействие на органы артикуляции; Меняется общая нервная возбудимость, оживляются утраченные/сниженные рефлексы; Улучшается секреторная функция кожи, активизируется ее лимфо и кровообращение, т.е. улучшается ее питание, повышает обменные процессы; Благоприятные изменения во всей сосудистой системе; Улучшает функцию лимфатических сосудов; Оказывает благоприятное воздействие на мышечную систему; Увеличивает подвижность и эластичность речевого связочного аппарата.

    6 слайд

    Описание слайда:

    При легком, медленном поглаживании – снижается возбудимость массируемых тканей (это оказывает успокаивающее воздействие); При энергичных, быстрых движениях – повышается раздражимость массируемых тканей.

    7 слайд

    Описание слайда:

    Нормализация мышечного тонуса общей, мимической и артикуляционной мускулатуры; Уменьшение проявления парезов и параличей мышц артикуляционного аппарата; Снижение патологических двигательных проявлений мышц речевого аппарата (синкинезии, гиперкинезы, судороги и т.п.); Стимуляция проприоцептивных ощущений; Увеличение объема и амплитуды артикуляционных движений; Активизация тех групп мышц периферического речевого аппарата, у которых имелась недостаточная сократительная активность; Формирование произвольных, координированных движений органов артикуляции.

    8 слайд

    Описание слайда:

    Перед проведением л/м. необходимо заключение невропатолога и/или педиатра об отсутствии противопоказаний. Прежде чем приступить к коррекционной работе, логопед должен определить форму и структуру речевого дефекта, а также провести самостоятельную диагностику состояния мышц: Верхней половины туловища; Шеи; Мимических; Артикуляционных.

    9 слайд

    Описание слайда:

    Осмотр; Пальпация; Наблюдения при выполнении динамических и статических упражнений во время выполнения проб.

    10 слайд

    Описание слайда:

    1.Осмотр. Обратить внимание!!! На положение головы по отношению к туловищу (нет ли привычных ассиметричных поз); При осмотре лица – возможность ассиметрии в виде сглаженности носогубной складки, опущенного уголка рта, расширенной/суженной глазной щели, наличия постоянно приоткрытого рта, слюнотечения; Осмотр кожных покровов: окраска кожи и слизистых, наличия венозных сеточек на лице. Мимической активности.

    11 слайд

    Описание слайда:

    2.Пальпация. Обратить внимание! На эластичность кожи и мышц; Тургор кожи; Состояния лимфатических узлов; Состояние речевых мышц языка, щёк, губ; .

    12 слайд

    Описание слайда:

    3.Особенности арт.проб Оцениваются: Объем; Скорость; Динамика; Истощаемость; Сила и координация движений; Наличие синкинезий, тремора, гиперкинезов;

    13 слайд

    Описание слайда:

    Виды логопедического массажа: Дифференцированный (укрепляющий/расслабляющий) массаж, основан на приемах классического массажа; Массаж БАТ; Макссаж с применением специальных приспособлений (зондов, шпателей, зондозаменителей, вибромассажеров и пр.; 4.Аппаратный массаж.

    14 слайд

    Описание слайда:

    Противопоказания к назначению массажа! Соматические/инфекционные заболевания в остром периоде; Острые и хронические заболевания кожных покровов, конъюктивиты; Гингивиты, стоматиты, инфекции полости рта, увеличенные лимфатических желез, резко выраженная пульсация сонных артерий; Эпилепсия,онкопатология,кисты слизыстых языка! Перед проведением л/м. необходимо заключение невропатолога и/или педиатра об отсутствии противопоказаний.

    15 слайд

    Описание слайда:

    Общие рекомендации к проведению массажа Л/м. проводится в отдельном чистом, тёплом, хорошо проветриваемом помещении с наличием водоснабжения, дез. ламп, манипуляционного столика, массажной кушетки/кресла и пр. Проводится 2-3 процедуры в неделю (подряд/через день); цикл – 10-20 процедур (перерыв от 2 недель до 2 мес.); начальная длительность процедуры 5-7 мин, конечная – 20-25 мин; Во время массажа ребенок не должен испытывать боли, требуется обязательное установление психологического контакта;

    16 слайд

    Описание слайда:

    Подготовка к массажу При проведении л/массажа логопед должен иметь след. материалы: 1. Защитная марлевая маска, «щитки», халат, шапочка, одноразовые медицинские резиновые перчатки, напалечники и пр.; 2.Стерильные марлевые салфетки, медицинский спирт; 3. Логопедические зонды, одноразовые шпатели, зондозаменители; 4. Гексорал (для полоскания полости рта); нашатырный спирт(для оказ. первой мед.помощи); перекись водорода (для местного применения); 5.3-%перекись водорода; аламинол и др. дез. ср.-ва (для обработки инстр.) ; 6.Индивид.подголовники, одноразовые пелёнки, простынки и пр; 7.Индивидуальные карточки назначения логомассажа; Руки логопеда должны быть чистыми, теплыми, без ссадин, царапин, очагов воспаления; с коротко остриженными ногтями, без украшений.

    17 слайд

    Описание слайда:

    Положения тела при массаже 1.Лежа на спине, руки вдоль тела, ноги лежат свободно, носки несколько разведены. Под головой- небольшая подушка, которая доходит до верхнего края лопаток. Логопед– справа от кресла. Ладонь левой руки л. служит для фиксации положения языка, пр.рукой л. осуществляет массажные движения. Применяется для массажа языка, губ, щек, жевательных мышц (с внешней и внутренней поверхности); 2.Положение массируемого аналогично с пунктом 1. Специалист – у изголовья. Ладонь левой руки л. для фиксации положения головы помещается на теменную ее область, пр.рукой л. осуществляет массажные движения. Применяется для массажа лица, шеи, щек, жевательных мышц; 3.Полусидя в кресле с высоким подголовником. Л. за головой пациента. Применяется для массажа лица, шеи, щек, жевательных мышц;

    18 слайд

    Описание слайда:

    19 слайд

    Описание слайда:

    Основные приемы массажа Поглаживание: (поверхностное, глубокое обхватывающее, граблеобразное); Растирание; Разминание; Вибрация и поколачивание; Плотное нажатие.

    20 слайд

    Описание слайда:

    Выбор приемов массажа При пониженном тонусе: Поглаживание; Растирание; Разминание; Сильная вибрация; Поколачивание. При повышенном тонусе: Поглаживание; Легкая вибрация.+

    21 слайд

    Описание слайда:

    Массаж сочетается с гимнастикой Пассивная Активная Движения головы, мимических, артикуляционных мышц (после массажа или во время него). Движения совершаются с помощью логопеда. П.у. нужны если р. самостоятельно не может их выполнить или не в полном объеме. Выполнение упр. обязательно контролируется ребенком зрительно. Выполнение сериями по 3-5 движений. В процессе важно дать р. кинестетические ощущения (улыбка, хоботок, откр. и закр. рта, различные движения языком и пр.). Проводится р. самостоятельно, после массажа и пассивной гимнастики. Цель: выработка полноценных движений (полнота объема движения, его точность, интенсивность выполнения, дифференцированное включение в движение опр. мышц и пр.). Вкл.: движения мышц шеи, плечевого пояса, мимических и артикуляционных мышц.

    22 слайд

    Описание слайда:

    Указания к проведению расслабляющего массажа 1.Проводится в медленном темпе; 2.Приемы: поглаживание, легкая вибрация; 3.М. должен вызывать у р. ощущения тепла и покоя; 4.Руки л. – теплые; 5.Звучание тихой музыки с плавным ритмом или проговаривание л. формул спокойствия аутогенной тренировки. Также используются формулы, направленные на локальное расслабление мышц речевого аппарата; 6.Для усиления эффекта – согревающий компресс на лицо перед массажем; 7.Последовательность воздействия: -мышцы шеи и плечевого пояса; -мимическая мускулатура; -мышцы губ; -мышцы языка.

    23 слайд

    Описание слайда:

    Спокойствие Локальное расслабление мышц речевого аппарата «Успокаиваюсь. Отдыхаю. Дыхание ровное, спокойное, ритмичное. Ощущение спокойствия и расслабления. Глаза закрыты. Дышится легко и свободно. Все мышцы полностью расслаблены и приятно тяжелы. Не хочется двигаться. Мне хорошо и спокойно…» «Грудь и плечи расслаблены. Мышцы шеи расслаблены. Нижняя челюсть вяло отвисает. Губы расслабленные, вялые, едва соприкасаются. Зубы разомкнуты. Язык расслабленный и тяжелый. Все мышцы лица расслаблены…»

    24 слайд

    Описание слайда:

    Указания к проведению активизирующего массажа 1.Используется при пониженном тонусе; 2.Движения логопеда должны быть ритмичными; 3.Основной прием – поглаживание, оно чередуется с растиранием, разминанием, сильной вибрацией; 4.Сила воздействия должна нарастать постепенно; 5.На передней поверхности шеи запрещены энергичные воздействия; 6.При правильном выполнении - дыхание ребенка равномерно; 7.Массаж не должен вызывать болезненных ощущений; 8.Последовательность воздействия: -мимическая мускулатура; -мышцы губ; -мышцы языка; -мышцы шеи и плечевого пояса.

    25 слайд

    Описание слайда:

    1.Массаж плечевого пояса и шеи Расслабляющий Активизирующий Расширяет физиологические возможности дых. аппарата, при этом рефлекторно тонус корня языка, что способствует активизации нижней челюсти. Массируемый должен быть обнажен до половины груди. Используют движения снизу вверх, приемы -поглаживание и растирание. Активные поколачивание и вибрация – противопоказаны!

    26 слайд

    Описание слайда:

    Комплекс расслабляющих массажных движений Медленно поглаживать переднюю часть шеи ладонями обеих рук сверху вниз по боковым областям горла. Движение начинается от края нижней челюсти к грудине; М.п. боковую поверхность шеи попеременно с пр. и лев. стороны. Поместить ладонь одной руки на боковую часть шеи так, чтобы большой палец находился у угла нижней челюсти. Ладонь движется сверху вниз до яремной ямки, а затем параллельно ключице по плечу либо вниз до подмышечной впадины (данный прием снимает тонус с грудино-ключично-сосцевидной мышцы; Положить обе руки на заднюю часть шеи, к затылку, руки скользят по задней и боковой частям шеи вниз по направлению к ключицам по плечу либо до подмышечной впадины (снимает тонус с трапециевидной мышцы).

    27 слайд

    Описание слайда:

    Упражнения на расслабление мышц шеи 1.Ребенок лежит на спине, голова – вне опоры и свешивается назад. Л. одной рукой поддерживает голову р. сзади, др. помещает на лобно-теменную область, осуществляя: Круговые движения головы р. по часовой, а затем против часовой стрелки; Наклоны головы вперед–назад, вправо-влево. 2.Эти же движения, но в положении сидя. Все движения должны быть медленными и расслабленными. 1.Голову «уронить» вперед – «уснули»; 2.Голову запрокинуть назад, покачать ею вправо-влево, опустить вниз; 3.Голову опустить вперед, а затем «уронить».

    28 слайд

    Описание слайда:

    Комплекс активизирующих массажных движений Движения проводятся одновременно/попеременно обеими руками. Ладонь движется от ключицы, либо от подмышечных впадин вверх по боковой поверхности шеи к углам нижней челюсти; Движение начинается от области лопаток по заднебоковой поверхности шеи вверх к затылку.

    29 слайд

    Описание слайда:

    Упражнения для активизации и укрепления мышц шеи Р. сидит. Правая рука специалиста располагается на затылке. Ребенку предлагают отклонить голову назад, при этом рука взрослого оказывает сопротивление, противодействие этому движению (избирательно активизирует затылочные мышцы); Р. сидит. Рука л. располагается на лбу. Ребенку предлагают наклонить голову вперед, в то время как рука взрослого оказывает сопротивление движению (избирательно активизирует левую грудино-ключично-сосцевидную мышцу); Р. сидит. Рука л. располагается на височной части головы слева. Р. предлагают повернуть голову влево, а л. оказывает сопротивление этому движению (избирательно активизирует левую грудино-ключично-сосцевидную мышцу); Р. сидит. Рука л. располагается на височной части головы справа. Р. предлагают повернуть голову вправо, а л. оказывает противодействие движению (избирательно активизирует правую грудино-ключично-сосцевидную мышцу).

    30 слайд

    Описание слайда:

    Данный вид массажа рекомендуется при нарушениях голоса. Осторожно захватив гортань большим пальцем с одной стороны и указательным и средним пальцами с другой, производить легкие ритмичные движения в поперечном направлении. В процессе массажа можно дать задание ребенку пропевать гласные звуки.

    31 слайд

    Описание слайда:

    3.Массаж лицевой мускулатуры Данный вид массажа рекомендуют проводить двумя руками, всеми пальцами сразу (кроме большого), либо подушечкой большого или среднего пальца, либо двумя пальцами – средним и безымянным. Движения – симметричны и ритмичны. Направления массажных линий: От середины лба к виску; От внутреннего угла глаза по верхнему веку и в обратном направлении к нижнему; От корня носа к височной области; От угла рта к козелку ушной раковины.

    32 слайд

    Описание слайда:

    Массаж в области лба (воздействует на лобную и височную мышцы) Расслабляющий Активизирующий 1.Поглаживание ладонной поверхностью всех пальцев в направлении: а)от середины лба к височным областям. На висках – поглаживания в виде спирали; б)от середины лба к козелку ушной раковины, заканчивая легким нажатием. 2.Поглаживание снизу вверх, от надбровных дуг к волосистой части головы. 1.Растирание, т.е. полукружные или спиралевидные движения от средней линии лба к вискам; 2.Разминание, т.е. сжатие складки кожи 2-мя пальцами (б. и у.) или прерывистое надавливание; 3.Прерывистая вибрация (пунктирование), подушечками указательного и ср. пальцев попеременно в быстром темпе.

    33 слайд

    Описание слайда:

    34 слайд

    Описание слайда:

    Массаж в области щек и подбородка Воздействует на скуловые, щечную, жевательную, подбородочную мышцы и на м-ы, изменяющие положение губ (м. смеха, м. поднимающая угол рта, м. опускающая угол рта, опускающая нижнюю губу). Особенно важным является воздействие на жевательные, крыловидные, височные м-ы, т.к. от них зависят качество движения нижней челюсти, положение рта в покое, функция жевания.

    35 слайд

    Описание слайда:

    36 слайд

    Описание слайда:

    Массаж щек и подбородка. Расслабляющий. 1.Указательные пальцы рук располагаются под нижней губой, а остальные – под подбородком. Пальцы скользят от середины подбородка к височным впадинам, с фиксацией в углублениях у козелка и мочки уха; 2.У. п. рук располагаются над верхней губой, ср.- под нижней, остальные – под подбородком. Движение – от середины губ к височным впадинам с фиксацией в углублениях у козелка и мочки уха; 3.Движение всеми пальцами (кроме б.) начинается от спинки носа, проходит через скуловую дугу к ушным раковинам с фиксацией пальцев в углублениях козелка и мочки уха; 4.Движение осуществляется 3-мя пальцами (указательный, средний, безымянный) рук от средней линии лба вниз через височные впадины к середине подбородка; 5.Д. осущ. 3-мя пальцами (указательный, средний, безымянный) рук. Начинается от сер. подбородка в стороны к углам губ, а затем вверх по носогубным складкам, боковым поверхностям носа ч/з переносицу к середине лба и по лбу к височным впадинам, а затем вниз через щеки к середине подбородка; 6.Легкое потряхивание щек.

    37 слайд

    Описание слайда:

    Массаж щек и подбородка. Активизирующий. 1.Круговое растирание в области щек проводится тыльной поверхностью концевой и средней фаланг 4-х пальцев в направлении от края нижней челюсти к краю скуловой кости; 2.Аналогично круговое растирание осуществляется от середины подбородка вверх к носу; 3.В области жевательной мышцы производят разминание спиралевидными движениями и круговое растирание; 4.Тыльной поверхностью средних фаланг, сжатых в кулак, производят потряхивание щек в продольном и поперечном направлении; 5.Захватывают в складку кожу щек м\у большим и указательным пальцами, легко сдавливают и отпускают, движение пощипывания; 6.Захватив кожу щек вместе с подкожными мышцами м/у большим и указательным пальцами, производят разминание в продольном/поперечном/круговом направлениях; 7.Поколачивание подушечками пальцев производится непрерывно руками по массажным линиям.

    38 слайд

    Описание слайда:

    Массаж внутренней поверхности щеки Массаж жевательных, щечных, скуловых, крыловидных мышц проводится при положении пальцев логопеда внутри полости рта ребенка. При массаже левой щеки логопед помещает большой палец правой руки в рот, остальные остаются снаружи. Массажные движения осуществляются большим пальцем по внутренней, а остальными пальцами – по наружной поверхности щеки. При массаже правой щеки в ротовую полость вводятся указательный и средний пальцы, большой палец находится на наружной поверхности щеки, осуществляя основные массажные движения. Массаж внутр. поверхности щеки может проводиться при различном положении рта: открытом и широко открытом – при сомкнутых челюстях. Основные приемы: растирание и разминание.

    39 слайд

    Описание слайда:

    Массажные приемы 1.Круговые движения по щеке от периферии к центру и наоборот; 2.Спиралевидное растирание и разминание подушечками пальцев по кругу; 3.Разминание круговыми движениями и перетирание в области жевательной мышцы; 4.Растирающие движения от скуловой кости вниз к углу рта. Пальцы располагаются у края скуловой кости. Большой палец – с внутренней стороны щеки; 5.Растирающие движения. Все пальцы, кроме большого, располагаются в области козелка и мочки уха, направляясь к углу рта; 6.Спиралевидное растирание области височно-нижнечелюстного (скулового) сустава. В положении открытого рта найти «ямку» у мочки уха. Массировать область «ямки». Движение осуществляется указательным и средним пальцами. Большой палец служит в качестве опоры с внутренней стороны щеки. +

    40 слайд

    Описание слайда:

    Приемы гимнастики ПАССИВНАЯ АКТИВНАЯ Слегка наклонить голову ребенка вперед, что приводит к непроизвольному закрыванию рта; Запрокинуть голову назад, что вызывает приоткрывание рта. Непроизвольное «зевание», которое вызывается по подражанию, а затем имитируется по словесной инструкции.

    41 слайд

    Описание слайда:

    Массаж оказывает воздействие на круговую мышцу рта, а также мышцы, изменяющие положение рта: -мышцу смеха; -мышцу, поднимающую угол рта; -мышцу, опускающую мышцу рта; -мышцу, опускающую нижнюю губу. Массаж проводится ладонной поверхностью, подушечками пальцев.

    42 слайд

    Описание слайда:

    Массаж мышц губ Расслабляющий Активизирующий 1.Поглаживающие движения по верхней губе от углов рта к середине; 2.Также по нижней губе; 3.Поочередные движения правой/левой рукой, от козелка ушной раковины, по щеке, затем вокруг губ. При этом указат.палец скользит по коже верхней губы, ср.- по коже нижней губы, сходясь вместе у противоположного угла рта; 4.Поглаживание носогубных складок, движение от крыльев носа к углам рта; 5.Легкое постукивание вокруг губ по часовой стрелке. Массажные движения при различных положениях рта: закрытом/слегка приоткрытом. 1.Движения по верхней губе от углов рта к середине. Также по нижней губе; 2. Пальцами обоих рук движения от середины верхней губы к углам рта и слегка вниз, затем от середины нижней губы к углам рта и слегка вверх. Движения чередуются; 3.Поглаживают носогубные складки; 4.Пальцами захватывают в вертикальную складку верхнюю /нижнюю губу, сжимают ее и перетирают м/у пальцами. Захват – в центр. части губы. Также перетирают носогубные складки; 5.Захватывают кожу вокруг губ и осуществляют прием пощипывания; 6.Интенсивно постукивают вокруг губ и пр.

    43 слайд

    Описание слайда:

    44 слайд

    Описание слайда:

    Нарушение мышечного тонуса всегда в большей степени выражено в мышцах языка. Чаще отмечается повышенный тонус. Возможны случаи и неравномерное распределение тонуса. Массаж языка требует от логопеда предельной точности движений, аккуратности и коррекции. Методические указания: 1.Массаж мышц языка проводится в резиновых перчатках; 2.Используются различные приспособления: зонды, шпатели, зубные щетки; 3.Массаж языка как правило проводится при положении языка вне полости рта; 4.Массажные движения должны проводиться в трех направлениях: горизонтальном, поперечном, вертикальном; 5.Если язык отклоняется в сторону при высовывании его вперед, то акцент нужно делать на ту сторону, в которую язык отклоняется.

    45 слайд

    Описание слайда:

    1.Выполнять расслабление мышц языка нужно проводить только после расслабления других мышц (шеи, плечевого пояса, мышц, обеспечивающих движение нижней челюсти и пр.); 2.Движения в расслабляющем массаже в основном направлены от кончика к корню языка; 3.Перед началом массажа устанавливается «граница» небно-глоточного рефлекса; 4.При выраженной спастичности перед началом массажа подержать во рту теплый настой трав (зверобой, ромашка); 5.При выраженной спастичности мышц, массаж языка начинают вне полости рта; 6.Перед расслабляющим массажем целесообразно провести специальные упражнения, для расслабления корня языка; 7.Произвести массаж и вибрацию точек, находящихся под обоими углами нижней челюсти; 8.Произвести легкие вибрирующие движения в области подчелюстной ямки; 9.Захватить кончик языка правой рукой. Совершать легкие покачивающие движения из стороны в сторону; 10.Захватить кончик языка правой рукой. Движения вперед-назад.

    46 слайд

    Описание слайда:

    1.Указ.пальцем пр. руки производят поглаживающие движения с одной стороны, затем с др., от кончика к корню и обратно; 2.Поглаживающие движения большим и указательным пальцами из стороны, в сторону, от кончика к корню; 3.Б. и указ. Пальцы находятся на боковых поверхностях языка – справа и слева. Поглаживания от кончика к корню; 4.Легкое разминание мышц в горизонтальном направлении, от кончика к корню, без нажима; 5.Без надавливания производят круговые растирающие движения; 6.Захватив кончик языка пр. рукой, производят легкое потряхивание; 7.Делают легкое похлопывание языка и легкие ритмичные надавливания шпателем; 8.Повернуть язык вправо и слегка потянуть его, как бы потягивая кнаружи корневую часть языка. Также в левую сторону; 9.Подтянуть язык вперед, как бы слегка «накручивая» его на указательный палец, а затем осторожно совершать обратное движение. Выполнять медленно, с небольшой амплитудой.

    47 слайд

    Описание слайда:

    Обратите внимание!!! 1.Движения должны быть активные, интенсивные, направлены от корня к кончику языка; 2.Приемы – разминание и перетирание; 3.Активные движения даже в области корня языка; 4.Массажные движения выполняются на пораженной стороне; 5.Перед и во время массажа просить ребенка сглатывать слюну, из-за гиперсаливации.

    48 слайд

    Описание слайда:

    1.Перетирание в горизонтальном направлении, от корня к кончику с двух сторон; 2.Спиралевидное перетирание языка, сила давления увеличивается, движения от корня к кончику; 3.Перетирание мышц языка в поперечном направлении с двух сторон; 4.Сжать язык с боковых поверхностей и удерживать 1-2 с, несколько переместить пальцы и повторить движение; 5.Пр. рукой сжать язык с боковых поверхностей, осуществлять перетирающие движения, двигаясь от корня к кончику языка; 6.Пощипывающие движения по краю языка; 7.Похлопывание мышц языка шпателем; 8.Производить вибрацию языка с помощью деревянного шпателя, который накладывается на кончик языка в теч. 10-15 с.

    49 слайд

    Описание слайда:

    50 слайд

    Описание слайда:

    Направлен на активизацию тонуса мышц мягкого неба и повышение небно-глоточного рефлекса. Основным показателем для данного массажа является назальный оттенок голоса. Данные движения используются только при пониженном тонусе мышц мягкого неба. Общие рекомендации: 1.Массажное воздействие направлено также на язычно-небные и глоточно-небные дужки; 2.Массаж необходимо сочетать с пассивной и активной гимнастикой, для стимуляции небных и глоточных мышц; 3.Массажные движения совершают большим или указательным пальцем правой руки.