• Понятие, виды, функции управления. Управление как функция и процесс Понятие функции управления впервые предложено кем

    Под функцией управления понимают: специализированные виды управленческой деятельности; обособленные направления управленческой деятельности, позволяющие осуществлять управляющее воздействие.

    Функции управления – это направление или виды управленческой деятельности, основанный на разделении и кооперации в управлении, и характеризующийся обособленным комплексом задач и выполняемый специальными приемами и способами.

    Любая функция управления включает в себя сбор информации, ее преобразование, выработку решений, придание формы и доведения до исполнителей.

    По виду и направлению деятельности функции различают общие, конкретные и специальные .

    Общие (основные) функции управления : осуществляются в каждой организации и на каждом уровне управления; присущи управлению любой организации; разделяют содержание управленческой деятельности на виды работ по признаку последовательности их выполнения во времени; относительно самостоятельны и в тоже время тесно взаимодействуют.

    Конкретные (специфические) функции управления – представляют собой результат разделения управленческого труда. Такие функции включают в себя различные виды деятельности, отличающиеся назначением и способом реализации. Конкретные функции воздействуют не на всю организацию, а на ее определенные стороны или части.

    Каждая конкретная функция управления в организации является комплексной по содержанию и включает в себя общие функции: планирование, организацию, мотивацию и контроль. Общие и конкретные функции управления тесно связаны и представляют собой разные срезы поля управления .

    Специальные функции являются подфункциями конкретной функции (например, специальной функцией управление основным производством является оперативно-календарное планирование основного производства).

    Функции управления, отражающие управленческую деятельность в хозяйственных организациях в условиях рыночной экономики, называются функциями менеджмента .

    5.2. Функция планирование



    Функция планирование – это процесс определения действий, необходимых для достижения цели или целей организации; действия, с помощью которых руководство придает единое направление усилиям всех членов организации.

    Планирование – это инструмент управления, направленный на оценку имеющихся ресурсов, определение перспективы развития, а также на выбор путей достижения целей; вид управленческой деятельности по определению перспектив развития управляемой системы: разработки на этой основе заданий на определенный период времени и организационному их оформлению в качестве показателей деятельности, по которым осуществляется контроль и оценка.

    Целью деятельности по планированию является разработка плана директивного документа, обязательного для исполнения всеми исполнителями.

    Планом называется официальный документ, в котором отражаются: прогнозы развития организации в будущем; промежуточные, конечные цели и задачи, стоящие перед ней и ее подразделениями, механизмы координации текущей деятельности и распределения ресурсов, стратегия на случай возникновения непредвиденных ситуаций.

    Сущность планирования совпадает с определением цели, что вполне естественно, так как достижение цели является определяющим в любой деятельности.

    Сущность планирования заключается в разработке оптимального плана деятельности по достижению цели.

    В хозяйственной деятельности в зависимости от времени упреждения (глубины планирования) различают следующие виды планирования : оперативное планирование (до 1 месяца); текущее (краткосрочное) планирование (до 1 года); перспективное, долгосрочное планирование (до 15 лет).

    Стратегическое планирование предполагает определение миссии организации на каждой стадии ее жизненного цикла, формирование системы целей деятельности и стратегий поведения. Стратегическое планирование, как правило, ориентировано на период пять и более лет.

    Тактическое планирование представляет собой поиск и согласование наиболее эффективных путей и средств реализации принятой стратегии развития организации. В процессе тактического планирования разрабатываются процедуры – конкретные меры, шаги, действия по реализации стратегии в конкретной ситуации.

    Процесс планирования в широком смысле реализуется в несколько этапов .

    1. Разработка общих целей. Цели организации определяют стратегию, т.е. разработку основных мер и планов достижения намеченных целей. Например, такие цели, как увеличение объема продаж, доли рынка, прибыли, и т.д., могут быть достигнуты различными видами стратегий: развития, т.е. устойчивости темпов развития; инноваций, т.е. внедрения новых технологий, новых продуктов; инвестиций, т.е. увеличение объема выпуска; маркетинга, т.е. приспособление организации к условиям рынка.

    Разработка и выбор стратегии из многочисленных альтернатив составляет основу стратегического управления , представляющего общий высший уровень всего процесса планирования. Инструментом стратегического управления является стратегическое планирование. В формировании стратегии долгосрочного развития главную роль играет высшее руководство организации (топ-менеджмент), которое формирует общую стратегию, распределяет ответственность между исполнителями, координирует проведение мероприятий по реализации стратегических задач.

    Наибольшую проблему в выборе стратегии представляет недостаточность информации, тем более, стратегическое планирование основано не на нынешней, а на будущей структуре хозяйственной деятельности, которая зависит от таких переменных, как анализ рынка, конкурентов, уровня технологии, персонала, ресурсов будущих периодов.

    В этих условиях большое значение приобретает прогнозирование , главной задачей которого является предвидение (вероятностная оценка) возможного будущего развития событий и их влияние на деятельность организации в той или иной прогнозируемой (вероятностной) ситуации.

    Текущее планирование включает в себя краткосрочные и оперативныепланы , с помощью которых увязываются все направления деятельности организации и функциональных ее подразделений на предстоящий период.

    Оперативно - календарный план в зависимости от характера производимой продукции определяет последовательность и сроки запуска, обработки и выпуска изделий, а также их партий, по дням недели – маршрутизацию, находящую воплощение в маршрутной технологической карте. Степень детализации оперативно-календарного плана зависит от типа производства.

    Оперативно-календарный план используется часто как основной документ для разработки сменно-суточных заданий . В них перечисляются конкретная номенклатура и количество изделий, необходимых для нормального осуществления производственного процесса в данном цехе и смежных с ним или на конкретном рабочем месте.

    Функция организация

    Организация как функция управления нацелена на то, чтобы претворить намеченные планы и решения в жизнь.

    Ранее мы рассматривали «организацию» с позиции системного образования и понимали под ней – предприятия, фирмы, компании и т.д. Но термин «организация» употребляется, кроме того, в смысле действия или процесса – организационной деятельности руководства организации, ведущих к образованию и совершенствованию взаимодействий между частями целого: подразделениями на предприятии, работниками в подразделениях и т.д.

    Функция организации деятельности (организовывание) состоит в создании структуры управления организации, определении заданий подразделениям, установлении порядка их взаимодействия, подборе людей для конкретной работы, наделении полномочиями и ответственностью. Это единственная функция, обеспечивающая взаимосвязь и повышающая эффективность всех других функций управления. Организация как функция управления непосредственно связана с систематической координацией многих задач и, следовательно, формальных взаимоотношений людей, их выполняющих.

    Формальное взаимодействие и взаимоотношения внутри организации осуществляется посредством:

    · Полномочий (закрепленных в должностных инструкциях или других документах);

    · Делегирование власти (можно иметь власть, но не иметь полномочий, и наоборот);

    · Делегирование ответственности (закрепленной также в должностных инструкциях или других документах);

    · Согласований и консультаций, советов ;

    · Аппарата ;

    · Специальных комитетов или подразделений .

    Важнейшей составляющей функции организации выступает делегирование и связанные с ним полномочия и ответственность .

    Функции управления - это конкретный вид управленческой деятельности, который осуществляется специальными приемами и способами, а также соответствующая организация работ.

    Как видно, одним из основных компонентов, составляющих содержание управления, являются функции. Таким образом, для выполнения той или иной относительно простой работы необходимо заранее определить, что нужно в итоге получить, как организовать дело, мотивировать и проконтролировать его выполнение. Это и есть функции управления. Хотя со временем техника управления и усовершенствовалась, основополагающие управленческие функции остались сравнительно неизменными.

    Каждая функция менеджмента представляет собой сферу действия определенного процесса управления, а система управления конкретным объектом или видом деятельности - это совокупность функций, связанных единым управленческим циклом. В этом суть процессного подхода к исследованию функций менеджмента.

    Анри Файоль, которому принадлежит разработка теории административного управления, в начале ХХ в. выделил пять исходных функций, или элементов, административного процесса: предвидение, организация, распорядительство, согласование, контроль.

    Но очень часто говорят лишь о четырех функциях управления - планирование, организация, мотивация и контроль.

    Концепция российского менеджмента как процесса выполнения взаимосвязанных функций планирования, организации, координирования и регулирования, мотивации, контроля объединила ряд теорий управления, в частности, школу научного управления, административную теорию, бихевиористическую школу, исследующую тенденции поведения людей исходя из развития потребностей и формирующейся теории мотивации. В дельнейшем развитии процессная модель менеджмента уточнялась и расширялась, углублялась вследствие применения к менеджменту методологии системного и ситуационного подходов, социологических исследований, экономико-математических методов и моделирования.

    Сущностная характеристика менеджмента - это функция или вид деятельности по руководству людьми. Эту особенность любого вида управления отмечала Мэри Паркер Фоллет в определении менеджмента как обеспечения выполнения работы с помощью других лиц. В процессе развития менеджмента сущность управления получила трактовку "воздействия" на людей для согласования и упорядочения их действий в совместном труде посредством мотивации поведения .

    Наиболее полное содержание менеджмента как процесса отражают основные функции, выступающие общим условием управления социальными и социально-экономическими процессами. Процесс воздействия будет реальным при его завершении в производственно-хозяйственной деятельности, где применяются любые средства взаимодействия: цели, стратегии, методы, структуры управления. Поэтому процесс управления может быть рассмотрен как процесс взаимодействия субъекта и объекта управления, где реализуются идеи субъекта, т.е. менеджера. Данная группа функций объединяется процессом выработки и реализации управленческого решения, имеющим универсальные этапы в определенной их последовательности, которые можно трактовать как группы функций менеджмента, т.е. видов деятельности по выработке и реализации управленческих решений.

    Сущностная особенность менеджмента обуславливает наличие менеджера - субъекта управления, профессионального управляющего, прошедшего специальную подготовку, дающую ему право на выполнение функций по руководству людьми.

    В рыночных условиях должны закрепляться не только функции, но и ресурсы, связанные с выполнением данных функций и принятием решений, конкретные виды ответственности за результативность менеджмента.

    Для менеджеров знание взаимосвязи и взаимодействия групп функций менеджмента создает условия принятия правильных решений в области формирования и функционирования систем менеджмента.

    Отметим главные особенности функций менеджмента. Отношения управления в рыночной экономике многогранны, многослойны, ибо отражают разные грани социально-экономических отношений между людьми и коллективами, занятыми в производственных и непроизводственных сферах деятельности организаций различных форм собственности .

    Важная особенность функций менеджмента, обусловленная спецификой российской экономики, заключается в потребности высокой степени адаптивности к изменениям внешней и внутренней среды.

    Переходный этап развития рыночной экономики России характеризуется особым характером взаимодействия рыночных рычагов управления и системы государственного регулирования. Поэтому функции менеджмента, помимо их интеграционной роли, обеспечивают адаптацию производственно-хозяйственных систем к новым и часто изменяющимся государственным регулятором, а также адаптацию к новым рыночным условиям во всех сферах хозяйственной и социальной деятельности.

    Под адаптивностью понимается способность сохранения качественной определенности функции менеджмента при изменениях социально-экономической среды. В систему адаптивных элементов системы менеджмента включается вся совокупность средств воздействия: целевые, регулирующие, координирующие, активизирующие, мотивирующие, контролирующие, самоорганизующие. Отсюда следует, что система средств воздействия и взаимодействия по каждой функции должна обладать гибкостью и обеспечивать меньшие потери ресурсов при изменении социально-экономических и организационно-технических факторов.

    Следует отметить и процессы адаптации к ошибочным решениям и негативным явлениям в системе управления. Так, нынешняя практика реформирования производственных отношений (одномоментный отпуск цен, введение законодательных актов задним числом, отсутствие механизмов их реализации) вызывает возмущение экономической среды и адаптацию к данным условиям низших звеньев (сокрытие доходов, неуплата налогов, неисполнение государственных решений.

    Функции управления имеют специфический характер, особое содержание и могут осуществляться самостоятельно, быть как не связанными между собой, так и неразрывно связанными, более того, они как бы взаимопроникают друг в друга. Иными словами, в системе управления все управленческие функции объединены в единый целостный процесс . управление административный менеджмент

    Необходимость выделения функций управ­ления, отделения управленческих функций от неуправленческих связана с преимуществами специализации деятельности. Впер­вые школа научного управления (1885 – 1920) выступила за отде­ление управленческих функций от фактического выполнения работы. Процессный подход, предложенный школой административного управления, рассмотрел функции управления как взаимосвязанные. До этого функции рассматривались как незави­симые друг от друга. А. Файоль выделил пять функций управле­ния: «управлять означает предсказывать и планировать, органи­зовывать, распоряжаться, координировать и контролировать».

    Выделение функций является результатом вертикального и горизонтального разделения труда в организации.

    Что же такое функция управления?

    Функция управления – это направление или вид управленческой деятельности, характеризующийся обособленным комплексом задач и осуществляемый специальными приемами и способами.

    Среди основных характеристик функций управления можно выделить следующие:

    1) однородность содержания работ, выполняемых в рамках одной функции управления;

    2) целевая направленность этих работ;

    3) обособленный комплекс выполняемых задач.

    Функция управления должна иметь четко выраженное содер­жание (набор действий в рамках функции), процесс осуществле­ния (логическую последовательность осуществляемых в рамках функции действий) и структуру, в рамках которой завершается ее организационное обособление.

    Выделение функций управления имеет большое значение. Во-первых, функции управления организацией, их распределе­ние по исполнителям определяют структуру и штаты, закрепляют вертикальное разделение труда. Любое воздействие на управляе­мую систему может быть реализовано только через функции управления. Таким образом, выявляется тесная взаимосвязь и взаимообусловленность структуры и функций управления. Во-вторых, выделение функций управления помогает совершен­ствованию управленческого процесса, обобщению и передаче управленческого опыта. В-третьих, изучение функций управле­ния дает понимание сущности управленческой деятельности.

    Анализ функций управления дает возможность систематизи­ровать знания о динамике, темпах и направлениях развития, при­чинных связях и взаимосвязях функций, резервах совершенство­вания их организации. Результаты анализа – основа для совершен­ствования существующей системы управления.

    Анализ функций управления охватывает широкий круг воп­росов, определяющих как природу, цель, структурные свойства функций, так и способы осуществления каждой функции, т.е. технологию процессов менеджмента. Основное направление анализа функций управления –исследование всей их суммы и установление степени ее соответствия целям и задачам, стоящим перед объектом управления.

    Анализ эффективности реализации функций позволяет более четко определить обязанности и права работников аппарата уп­равления и на этой основе спроектировать более рациональную систему менеджмента 1 .

    Результаты анализа функций управления могут быть выраже­ны в виде функциональной модели управления, отражающей взаимосвязь функций управления с конкретными исполнителя­ми, показывающей, как связаны между собой подразделения в статике, отражающей динамику выполнения работ и их взаи­мосвязь.

    Функциональные модели строятся для каждого уровня мене­джмента. Модели более высокого уровня содержат управляющее воздействие для моделей, решающих задачи более низкого уров­ня, определяя их содержание и ограничения. Эти задающие воз­действия устанавливаются с учетом информации, которую полу­чает высший орган управления по результатам анализа функций управления низшего уровня.

    Результатом анализа могут быть мероприятия, направлен­ные на:

    1. Отделение вспомогательных и рутинно-расчетных работ;

    2. Рационализацию связи между работами и исполнителями;

    3. Выделение общих работ для системы управления в целом, результаты которых используются всеми подразделениями;

    4. Выделение координирующих межфункциональных работ.

    В определении функций получил всеобщее распространение подход, направленный на выделение общих и конкретных, или специальных, функций. Первые рассматриваются как функции, обязательные к исполнению в любой организационной системе, вторые - как функции, отражающие специфику той или иной организационной системы.

    УПРАВЛЕНИЕ КАК НАУКА. ВВЕДЕНИЕ В УПРАВЛЕНИЕ

    Понятия «управление» и «менеджмент»; управ­ление как функция и процесс, как аппарат управ­ления и управленческий персонал организации, как искусство (практика), как область человеческого знания (наука).

    Школа научного менеджмента, классическая (административная) школа управления, школы человеческих отношений и поведенческих наук, ко­личественный, системный и ситуационный подхо­ды, теории конца XXв. Принципы менеджмента.

    Современная система взглядов на управление. Особенности управления предприятиями и организациями Российской Федерации в переходный период.

    Управление и менеджмент

    В годы перехода нашей экономики на рыночные основы ведения хозяйства наряду с привычным словосочетанием «управление организацией или предприятием» стало нередким и другое - «менеджмент организации или предприятия». В настоящее время они чаще всего используют­ся как понятия идентичные, взаимозаменяемые. Основанием для этого является одинаковая сущ­ность категорий, выражаемых русским словом «управление» и английским «менеджмент» (management). Это находит отражение в определени­ях данных понятий в фундаментальных работах отечественных и зарубежных авторов, где раскрывается их содержание.

    Менеджмент и управление в специальной управленческой литературе рассматриваются практически с одних и тех же позиций, что в известной мере отражено в табл. где представлены наиболее часто используемые подходы к определению их сущности и роли в обществе.

    Таблица Подходы к определению сущности и роли управления и менеджмента

    Такое совпадение не случайно, так как его основу составляют объективные процессы общественного развития, оказывающие влияние на трактовку понятий и подходы к раскрытию их содержания. С учетом этого мы используем термины «менеджмент» и «управление» как тождественные.

    Управление как функция и процесс

    Многовековое развитие менеджмента предопределило выделение деятельности по управлению в отдельную функцию, которая по своему назначению и содержанию выполняемых работ принципиально отличается от производственной функции. Это произошло в связи с зарождением капитализма и началом индустриального прогресса европейской цивилизации. Главным рево­люционным преобразованием этого периода в области менеджмента было его отделение от собственности и зарождение профессионального менеджмента. В нем существенную роль стали играть менеджеры, профессионально подготовленные для того, чтобы направлять деятельность других членов организации и эффективно решать задачи, отражающие предназначение организации.

    Управление как функция реализуется через выполнение ряда управленческих действий, получивших название функций управления. Впервые их состав был сформулирован А. Файолем, который выделил пять исходных функций управления: планирование, организовывание, распоряжение, координирование и контроль.

    В последующих разработках состав универсальных управленче­ских действий несколько видоизменялся, отражая важность или приоритетность тех или иных видов работ. В течение 20 лет, начи­ная с середины 1950-х гг., во многих зарубежных учебниках функ­ции управления рассматривались как: процессы планирования, организовывания, работы с персоналом, командования и контроллинга. В отечественных работах в 1960-е гг. было введено понятие «общие функции управления». В их составе выделялись: планиро­вание, организация, координирование, мотивация и контроль.

    В настоящее время в большинстве учебников управленческий процесс рассматривается в составе четырех базовых составляющих: планирование, организовывание, руководство (лидерство) и конт­роль. Их содержание раскрывается следующим образом:

    Планирование - вид управленческой деятельности, связанной с установлением целей, разработкой стратегии и планов организации и ее составных частей;

    Организовывание - формирование структуры организации и управления, а также обеспечение всем необходимым для ее нормальной работы: персоналом, материалами, оборудованием, зданиями, денежными средствами, рабочими местами и пр.;

    Руководство (лидерство) - деятельность по мотивации персо­нала, активизации людей, работающих в организации, выбору наиболее эффективных каналов коммуникации и разрешению организационных конфликтов;

    Контроль - мониторинг исполнения, сравнение результатов с целями, корректировка существенных отклонений, а также количественная и качественная оценка и учет результатов работы организации.

    Рассмотрение управления как функции связано с разработкой состава, содержания всех видов управленческой деятельности, а также их взаимосвязи в пространстве и времени. Подробно эти вопросы рассматриваются в последующих главах.

    Процессный подход к управлению отражает необходимость интегрировать все виды деятельности по решению управленческих задач в единую цепочку, разорванную в результате «чрезмерного увлече­ния» функциональным подходом, при котором каждая из функций рассматривается вне связи с другими. При этом внимание фоку­сируется на взаимосвязанности отдельных действий, каждое из которых, в свою очередь, является процессом. Таким образом, управление представляется как динамически изменяющиеся в про­странстве и времени, связанные между собою управленческие функции, целью которых является решение проблем и задач орга­низации. Этот подход к управлению детально рассмотрен в ниже.

    Управление - это люди, управляющие организацией

    Процесс управления обеспечивается профессионально подго­товленными специалистами в области управления, которые фор­мируют организации и управляют ими путем постановки целей и разработки способов их достижения. Умение ставить и реализовывать цели основатель школы научного менеджмента Ф.У. Тейлор определял как искусство точно знать, что предстоит сделать и как: сделать это самым лучшим и дешевым способом. Этим искусством должна обладать определенная категория людей - менеджеры, чья работа состоит в организации и руководстве усилиями всего пер­сонала для достижения целей. Они обеспечивают условия для про­изводительного и эффективного труда занятых в организации ра­ботников и получение результатов, соответствующих целям. По­этому управление - это еще и умение добиваться поставленных целей, направляя труд, интеллект, мотивы поведения людей, ра­ботающих в организации.

    Отсюда - необходимость внимания к таким факторам, как ор­ганизационная культура*, различные формы демократизаций управления, участие работающих в прибылях, собственности, управлении, стиль руководства и лидерство. Автократический стиль управления должен уступить место более демократическим отношениям между менеджерами и прочими работниками; эта обязательное условие повышения качества менеджмента на совре­менном этапе.

    Организационная культура определяется как наличие у всех работа­ющих единых ценностей, общих целей, их непосредственное участие в выработке путей достижения целей, заинтересованность в обеспече­нии конечных результатов организации.

    Управление нередко идентифицируется с органами или аппаратом управления. Менеджмент - специфический орган современных организаций, как коммерческих, так и некоммерческих. Без него организация как целостное образование не может существо­вать и работать эффективно. Главная задача людей, занятых в этом аппарате, - это эффективное использование и координация всех ресурсов организации (капитала, зданий, оборудования, материа­лов, труда, информации) для достижения ее целей. Поэтому они должны:

    Знать, как планировать, организовать и управлять организацией и людьми;

    Знать и уметь применять технологию управленческих работ в определенной области (например, общем менеджменте, финан­сах или маркетинге);

    Учитывать особенности отрасли и организации, в которой они работают (цели, политику, историю, сильные и слабые стороны, роль в отрасли, культуру).

    Аппаратный подход к управлению фокусирует внимание на его структурном составе, на характере связей между звеньями и элементами структуры управления, на степени централизации и де­централизации распределения функций, на полномочиях и ответственности работников, занимающих разные позиции (должности) в аппарате. Подробно эти вопросы освещаются ниже

    Управление - это искусство и наука

    Понятие об управлении как искусстве , т.е. способности эффективно применять накопленный опыт на практике, сложилось еще в древности, когда границы мира искусства и мира науки не осо­знавались сколько-нибудь отчетливо. Искусство управления накапливалось в течение всей истории развития менеджмента, на­считывающей, как известно, несколько тысячелетий.

    Понимание менеджмента как искусства управления базируется на том, что организации - это сложные социально-технические системы, на функционирование которых воздействуют многочис­ленные и разнообразные факторы как внешней, так и внутренней среды. Люди, работающие в организациях и с организациями, - это самый главный фактор, учет которого требует не только ис­пользования научного подхода, но и искусства его применения в конкретных ситуациях. Ведь каждый работник обладает своим осо­бенным характером, имеет свою систему ценностей и мотивы к труду и т.д. Поэтому нередко менеджмент рассматривается как ис­кусство, которое, подобно медицине или инженерному делу, долж­но опираться на лежащие в его основе концепции, теории, прин­ципы, формы и методы. Такой подход позволяет соединить науку и искусство управления в единый процесс, требующий не только постоянного пополнения научных знаний, но и развития личност­ных качеств менеджеров, их способности применять знания в практической работе.

    Менеджмент выделился в самостоятельную область человече­ских знаний, в науку, только в конце XIX в., хотя достаточно четкое разграничение науки и искусства произошло в XVIII в., когда пред­ставление об искусстве стало соединяться с понятиями «прекрас­ное», «чувственное», «эстетическое», а научная деятельность нача­ла все больше связываться с «разумом», «логикой», «рассудком». Управление как наука имеет свой предмет изучения, свои специфи­ческие проблемы и подходы к их решению. Научную основу этой дисциплины составляет вся сумма знаний об управлении, накоп­ленная за сотни и тысячи лет практики и представленная в виде кон­цепций, теорий, принципов, способов и форм управления. На про­тяжении более чем вековой истории наука управления разрабаты­вает свою теорию, содержанием которой являются законы и закономерности, принципы, функции, формы и методы целена­правленной деятельности людей в процессе управления.

    Первые работы, в которых была сделана попытка научного обобщения накопленного опыта и формирования основ научного управления, появились за рубежом к концу XIX - началу XX в. Это было ответом на потребности промышленного развития, которое все больше приобретало такие специфические черты, как массовое производство и массовый сбыт, ориентация на рынки большой емкости и крупномасштабную организацию в форме мощных корпораций и акционерных обществ. Предприятия-гиганты испыты­вали острую необходимость в рациональной организации произ­водства и труда, в четкой и взаимосвязанной работе всех подраз­делений и служб, менеджеров и исполнителей в соответствии с научно обоснованными принципами, нормами и стандартами.

    Основателем школы научного менеджмента был Ф.У. Тейлор - инженер-практик и менеджер, решавший в своей повседневной работе вопросы рационализации производства и труда с целью по­вышения производительности и эффективности. Изучая способы выполнения работ и трудовых операций, Ф. Тейлор сформулировал четыре принципа управления индивидуальным трудом рабочих:

    Научный подход к выполнению каждого элемента работы;

    Научный подход к подбору, обучению и тренировке рабочего;

    Кооперация с рабочими;

    Разделение ответственности за результаты между менеджерами и рабочими.

    Другой известный специалист в области менеджмента А. Файоль предложил формализованное описание работы управляющих в организациях и сформулировал принципы управления, которыми предлагалось руководствоваться при решении управленческих за­дач и выполнении функций менеджмента (табл.). А. Файоль считается основателем так называемой классической (администра­тивной) школы управления.

    В нашей стране идеи научного управления в условиях нового общественного строя и социалистической системы хозяйствова­ния развивали А.А. Богданов, Н.А. Витке, А.К. Гастев, О.А. Ерманский, Е.Ф. Розмирович и многие другие ученые и практики, работавшие в различных организациях и институтах научной ор­ганизации труда. Система взглядов, в течение 70 лет определявшая развитие теории и практики управления, сформировалась под воз­действием марксистской парадигмы экономического развития. В ней критерием социальной ориентации экономики выступало всестороннее развитие личности. Роль экономического фундамен­та справедливого распределения по результатам труда выполняла общественная собственность на средства производства, а план вы­ступал как регулятор производства.

    В процессе построения социалистического общества создава­лась экономическая теория особого типа. Она обосновала не­обходимость реализации таких принципиальных положений, как концентрация производства, его монополизация на госу­дарственных предприятиях, ориентация производственной специализации на народно-хозяйственную эффективность, за­крытость единого народно-хозяйственного комплекса страны. В соответствии с этим управленческая наука развивала фунда­ментальные положения, обосновывающие необходимость цент­рализации управления, моноцентрической системы хозяйствова­ния, прямого управления предприятиями со стороны государства, ограничения хозяйственной самостоятельности предприятий, жесткой системы распределения и связей между предприятиями. Эта система взглядов находила отражение в теоретических разра­ботках и практике управления социалистическим производ­ством.

    ТаблицаПринципы менеджмента (20-е гг. XX в.)

    Принцип Содержание принципа
    1. Разделение труда Специализация работ, необходимая для эффективного использования I рабочей силы (за счет сокращения числа целей, на которые направля­ются внимание и усилия работающего)
    2. Полномочия и ответ­ственность- Каждому работающему должны быть делегированы полномочия, достаточные для того, чтобы нести ответственность за выполнение работы
    3. Дисциплина Рабочие должны подчиняться условиям соглашения между ними и руководством предприятия, менеджеры должны применять справедлив вые санкции к нарушителям дисциплины
    4. Единоначалие Работник получает распоряжения и отчитывается только перед одним непосредственным начальником
    5. Единство действий Все действия, имеющие одинаковую цель, должны объединяться в группы и осуществляться по единому плану
    6. Подчиненность личных интересов Интересы организации имеют преимущество перед интересами индивидов
    7. Вознаграждение персонала Получение работниками справедливого вознаграждения за свой труд
    8. Централизация Естественный порядок в организации, имеющей управляющий центр. Лучшие результаты достигаются при верной пропорции между централизацией и децентрализацией. Полномочия (власть\ должны делегироваться пропорционально ответственности
    9. Скалярная цепь Неразрывная цепь команд, по которой передаются все распоряжения и осуществляются коммуникации между всеми уровнями иерархии («цепь начальников»)
    10. Порядок Рабочее место для каждого работника и каждый работник на своем рабочем месте
    11. Справедливость Установленные правила и соглашения должны проводиться в жизнь справедливо на всех уровнях скалярной цепи
    12. Стабильность персонала Установка работающих на лояльность по отношению к организации и долгосрочную работу, так как высокая текучесть снижает эффектив­ность
    13. Инициатива Поощрение работающих к выработке независимых суждений в грани­цах делегированных им полномочий и выполняемых работ
    14. Корпоративный дух Гармония интересов персонала и организации обеспечивает единство усилий («в единении - сила»)

    Одна из важнейших разработок этого периода - обоснование принципов управления, учитывающих такие особенности социа­листической системы хозяйствования, как централизация и прямое управление производственно-хозяйственной деятельностью пред­приятий со стороны государственных органов (табл.). С учетом этих принципов разрабатывалась теория функций, структур и про­цессов управления на предприятиях и в государственных органах.

    Таблица. Принципы управления социалистическим производством

    Принцип __ Содержание принципа
    1. Демократический центра­лизм Централизованное руководство народным хозяйством и пре­доставление хозяйственной самостоятельности коллективам предприятий
    2. Единоначалие и коллеги­альность Единоначалие предполагает железную дисциплину во время труда, беспрекословное подчинение воле руководителя, коллегиальность основана на широком участии трудящихся в управлении
    3. Единство политического и хозяйственного руковод­ства Политические задачи определяются с учетом состояния экономи­ки, уровня ее развития, экономических законов, хозяйствование направляется на выполнение планов
    4. Отраслевой и территори­альный подход Производство, создающее экономические условия жизни людей, управляется преимущественно отраслевыми органами, а инф­раструктура, определяющая социальные условия жизни населе­ния, - преимущественно территориальными органами
    5. Плановое ведение хозяй­ства Установление на длительный период направлений, темпов и пропорций развития производства от предприятия до народного хозяйства в целом
    6. Материальное и мо­ральное стимулирование труда Распределение материальных благ иудовлетворение потребно­стей людей по количеству и качеству затраченного ими труда с помощью материальных и моральных стимулов
    7. Научность Построение всей системы управления производством на достиже­ниях науки управления
    8. Ответственность Каждый работник предприятия должен точно знать свои обязанно­сти и права, а также за что он лично несет ответственность
    9. Подбор и расстановка кадров Каждый работник должен быть подобран так и поставлен на такой участок, где он может выполнять порученную работу наиболее эффективно
    10. Экономичность и эффек­тивность Эффективное сочетание людских и материальных ресурсов, наибольшая экономия сил и наиболее производительное приме­нение труда
    11. Преемственность хозяй­ственных решений Основу составляет единство экономических явлений и процессов как последовательности количественных и качественных измене­ний, осуществляемых во времени и пространстве

    Наряду с этим в отечественной науке управления проводились ак­тивные исследования законов и закономерностей управления со­циалистическим производством. Были сформулированы и обоснова­ны, как объективно отражающие особенности управления социалис­тическим общественным производством, законы единства системы управления, пропорциональности производства и управления, опти­мального соотношения централизации и децентрализации функций управления, участия трудящихся в управлении, соотносительности управляющей и управляемой систем.

    На рубеже 50-60-х гг. XX в. в научных разработках по управле­нию организациями произошел качественный сдвиг, оказавший влияние на все последующие выводы и положения науки. Это было связано с широким использованием предприятиями количествен­ного подхода к принятию управленческих решений на базе разра­боток по исследованию операций, математических и статистичес­ких моделей, применяемых в военных целях во Второй мировой войне. Дальнейшее развитие принципов системного подхода при­вело к тому, что каждое предприятие стало рассматриваться как система, состоящая из взаимозависимых и взаимосвязанных час­тей, вместе реализующих его предназначение. Четко обозначилось деление всех систем назакрытые и открытые . Первые не испыты­вают на себе влияния окружения и не взаимодействуют с ним. Вто­рые, наоборот, функционируют и развиваются на базе тесного взаимодействия со своим окружением и зависят от него.

    Научные разработки, базирующиеся на количественном и сис­темном подходах к менеджменту, углубили понимание сложных управленческих проблем путем их моделирования и позволили шире применять количественные методы при принятии решений в сложных ситуациях. На основе исследования операций и мате­матических моделей стали решаться сложнейшие задачи управле­ния запасами, распределения ресурсов, массового обслуживания и многие другие. Разработки в области системного подхода суще­ственно увеличили возможности управленческого контроля за все­ми переменными, оказывающими воздействие на успех организа­ции.

    Логическим продолжением системных исследований явились также разработки ситуационного подхода, который соединил в себе ряд идей остальных научных направлений. В центре этого подхо­да - конкретная ситуация, т.е. набор обстоятельств, с которыми сталкивается организация в процессе своего функционирования. Управление этой ситуацией осуществляется путем выделения наи­более важных в конкретных обстоятельствах переменных, взаимо­связанное рассмотрение которых позволяет решать возникшие проблемы. Состав и содержание ситуационных переменных пред­определяются системными чертами и свойствами как самой орга­низации, так и ее окружения.

    Научный фундамент управления продолжает пополняться но­выми знаниями. Примерно с середины 80-х гг. XX в. в центре вни­мания теоретиков и практиков оказались проблемы культуры ор­ганизации и инновационного менеджмента, а в 90-е на первое

    место вышли разработки по лидерству, с которым современные организации связывают надежды на будущее.

    В табл. представлены в обобщенном виде ключевые поло­жения концепций главных школ, оставивших заметный след в со­временном понимании проблем науки управления.

    Таблица Вклад в современную науку управления различных школ и научных направлений XX в.

    Научные направления и ключевые положения | концепций Основные щей, используемые современным менеджментом
    I Научное управление и классическая (административная) школа (20-е гг.)
    Научные принципы организации труда Рационализация трудовых операций г Разделение труда в управлении Процессный подход к управлению Научный подход к менеджменту и его принци­пам Анализ способов выполнения работ Управление как серия непрерывных взаимосвя­занных действий
    Школы Человеческих отношений (30-е гг.) и Поведенческих наук (50-е гг.)
    Коллектив как особая социальная группа Межличностные отношения как фактор роста эффективности и потенциала каждого работника Использование факторов коммуникации, группо­вой динамики, мотивации и лидерства Отношение к членам организации как к активным- человеческим ресурсам
    Теория принятия решений и Количественный подход (50-60-е гг.)
    Разделение процесса разработки решений на стадии и серию шагов Применение методов количественных измере­ний Субъективный подход к оценке рациональности решений Использование количественных моделей, мето­дов и измерителей при принятии решений
    Системный (50-е гг.) и Ситуационный (60-е гг.) подходы
    Взаимодействие и взаимосвязь всех частей организации Учет воздействия факторов окружающей среды Анализ ситуационных переменных Рассмотрение организации как целостной системы Значение анализа внешней среды для органи­зации Принятие решений с учетом сложившейся ситуации
    Теории Стратегии (60-е гг.), Инноваций и Лидерства (80-90-е гг.)
    Непрерывность взаимодействия организации с окружающей средой и разработка стратегии развития организации Инновации как основа конкурентоспособности Лидерство Разработка стратегии организации как метод конкурентной борьбы Инновационный подход к изменениям в орга­низации Радикальное изменение взаимоотношений между персоналом и руководством

    Примечание. В скобках приведены годы, характеризующие период активных разработок по данным направлениям.

    Один из главных законов эффективности деятельности человека — необходимость разделения и специализации труда, поскольку они определяют причину появления в менеджменте категории «функция».

    Появление функций управления связывают с горизонтальным разделением управленческого труда, а также с профессиональной специализацией работников управления.

    Функция является содержанием управленческой деятельности, для которого характерны 2 основные признака:

    1. Временная логическая последовательность исполнения управленческих работ, объективно вытекающая из сущности соответствующей деятельности.
    2. Специфика объекта управления, определяющая его характер и отраслевую принадлежность.

    Функции управления представляют собой специализированное во временной логической последовательности выполнение управленческих работ. Последовательность во времени закрепляется в первом типе функций, которые называются общими.

    Общие и конкретные функции управления

    Разделение на общие (универсальные, базовые) и конкретные функции управления обусловлено появлением процессного подхода в сфере построения технологии управления.

    Процессный подход первоначально предложили приверженцы школы административного управления, попытавшиеся определить функции менеджмента. Последователи данного направления рассматривали управленческие функции независимо друг от друга. Процессный подход рассматривал функции управления в качестве взаимосвязанных функций.

    Состав функций управления

    Пять функций управления были выделены Анри Файолем, который определял управление в качестве предсказания, планирования, организации, распоряжения, координации и контролирования.

    При обзоре современной литературы можно выделить несколько похожих функций:

    1. планирование,
    2. организация и распорядительство,
    3. мотивация,
    4. руководство и контроль,
    5. координация и регулирование,
    6. коммуникация,
    7. исследование, оценка и принятие решений.

    Чаще всего процесс управления представляется состоящим из основных функций: планирование, организация, мотивация и контроль. Данные функции управления объединяются посредством связующих процессов коммуникации и принятия решения. При этом руководство рассматривают в качестве самостоятельной деятельности, предполагающей возможность влияния на отдельных сотрудников и коллектив таким образом, чтобы они осуществляли работу в направлении достижения целей.

    Планирование и организация как функции управления

    Планирование в качестве функции управления характеризует выработку и принятие определенного постановления (в письменной или устной форме), в котором перед объектом управления ставится определенная задача или цель. Планирование считается обеспечением единого направления усилий всех членов организации для достижения ее общих целей. Данная функция начинает процесс управления, поэтому от ее качества зависит успех операций.

    Организация в качестве функции подразумевает определенную совокупность специализированных управленческих работ, которые нацелены на объединение людей для осуществления совместной деятельности. Функция организации реализации принятых решений включает обеспечение выполнения решений с организационной стороны, то есть создание управленческие отношения, которые способны обеспечивать наиболее эффективные связи всех элементов управляемой системы.

    Мотивация и контроль

    Мотивирующая функция состоит в выполнении работы персоналом предприятия в зависимости от делегированных ему прав и обязанностей, при этом они должны соответствовать принятым управленческим решениям. Мотивация представляет собой процесс побуждения себя и других к деятельности.

    С помощью функции контроля можно предупреждать возникновение кризисных ситуаций. Контроль представляет собой характеристику управления, позволяющую определить проблемы и скорректировать деятельность компании до момента преобразования этих проблем в кризис.

    Любое предприятие должно обладать способностью своевременной фиксации своих ошибок, исправляя их до того, как они смогут повредить достижению целей. При этом контроль способствует борьбе с неопределенными ситуациями внутреннего и внешнего характера (изменения в законодательстве, социальных ценностях, появление новых конкурентов и др.).