• Маржинальный метод расчета себестоимости. Маржинальный метод учета затрат

    Метод стоимости изготовления

    Учитывает вклад предприятия в наращивание стоимости товара: к полной сумме затрат добавляется сумма (процент, норма прибыли), соответствующая вкладу предприятия в формирование стоимости товара. Используется при принятии решений:

    • - о наращивании массы прибыли за счет наращивания объема производства;
    • - об изменении ассортиментной структуры производства;
    • - по индивидуальным заказам.

    Метод маржинальных издержек

    Маржа (разница между рыночной ценой и переменной себестоимостью) должна возмещать постоянные затраты и приносить прибыль. Метод основывается на расчетах порога рентабельности по каждому товару и по предприятию в целом. Предприятие достигает порога рентабельности, когда результат по реализованным товарам равен нулю, а сумма маржи с переменной себестоимостью покрывает общую сумму постоянных затрат за соответствующий период:

    П = 0-Ц- О - У- С = 0,

    где П - прибыль; О - объем производства; Ц - цена товара; V - удельные переменные затраты; С - общие постоянные затраты. Если известны О, У к С, то для обеспечения безубыточности производства цена товара (Ц) должна быть не меньше (О У + С)/0.

    Пример

    Предположим, что на рынке установилась цена в 250 руб. за единицу продукции. Предприятие выпускает и реализует 7000 шт. товара. Его общие издержки при этом составляют 1400 тыс. руб., в том числе постоянные - 210 тыс. руб., а переменные - 1190 тыс. руб. Тогда удельные переменные затраты У равны 170 руб. (1 190 000 / 7000).

    На основе представленной выше формулы можно установить, что цена на одно изделие (Ц) не может быть ниже 200 руб. [(7000 170 + 210 000) / / 7000. В противном случае предприятие не получит прибыли.

    Метод обеспечения целевой прибыли

    Предприятие стремится установить цену, которая обеспечит ему желаемый объем прибыли. Данный метод ценообразования основан на взаимосвязи выручки (доходов) от продаж, издержек и целевой прибыли. Его использование при установлении исходной цены предполагает проведение гибкой ценовой политики сообразно с рыночной средой и внутренними возможностями предприятия.

    Определим объем выпуска (соответственно сумму выручки от реализации продукции), при котором предприятие будет иметь нулевую прибыль или точку безубыточности предприятия (Т-):

    Тб = С/(П-V),

    где С - общие постоянные затраты; V - удельные переменные затраты; Ц - цена реализации единицы продукции.

    Пример

    На основе исходных данных рассмотренного выше примера найдем точку безубыточности производства. Определим удельные переменные затраты: (1 190 000 / 7000) = 170 руб. Таким образом, точка безубыточности данного предприятия достигается при объеме реализации товара равном 2625 шт. . Дальнейшее наращивание объема производства и реализации продукции, естественно, будет увеличивать прибыль предприятия, а при объеме выпуска 7000 шт. изделий предприятие получит: [(250 - 170) 7000 - 210 000] = 350 тыс. руб. прибыли.

    Выше мы рассматривали случай, когда цена была уже задана рынком. Рассмотрим теперь вариант, когда предприятию самому необходимо установить цену, обеспечивающую заданную целевую прибыль.

    Пример

    На основе исходных данных, рассмотренных в первом примере, определим цену, обеспечивающую целевую прибыль, равную 400 тыс. руб. Такую целевую прибыль (П„) при заданном объеме производства (О) можно будет получить при цене реализации единицы продукции (Ц), определенной по следующей формуле: Ц = (С + П„ + V О) / О. Таким образом, цена реализации, обеспечивающая целевую прибыль предприятия должна составлять }