• Городецкая роспись цель. Поэтапное рисование городецкой росписью

    Как нарисовать городецкий узор на тарелочке поэтапно для детей от 7 лет

    Богатова Оксана Николаевна, воспитатель МКДОУ "Детский сад №94" Дзержинск, Нижегородской области.
    Описание: мастер-класс будет интересен воспитателям, учителям начальных классов, педагогам дополнительного образования, родителям. Дети 6-7 лет смогут выполнить работу с помощью взрослых, а дети постарше - самостоятельно.
    Назначение: панно-тарелочка может послужить подарком родственникам, друзьям а также украсить интерьер на кухне.
    Цель: создание декоративного панно с городецкой росписью.
    Задачи:
    - продолжать знакомить детей с народными промыслами;
    - учить составлять узор из элементов городецкой росписи;
    - совершенствовать навыки рисования тонкой кистью;
    - развивать чувство композиции;
    - воспитывать интерес и уважение к народному творчеству.

    Прежде чем начать мастер-класс, предлагаю на минутку вспомнить историю городецкой росписи, почувствовать её солнечную, добрую атмосферу.

    Городецкая роспись по дереву – знаменитый народный промысел Нижегородского края. Он получил развитие во второй половине XIX века в заволжских деревнях близ города Городца. Жители окрестных деревень слыли искусными ремесленниками, среди которых были кузнецы, ткачи, красильщики, резчики, плотники и столяры. Леса в Заволжье было много, и он давал много дешёвого материала, из которого делали всё: от детских игрушек до предметов мебели.


    Особой известностью пользовались городецкие прялки, которые в большом количестве продавались на Нижегородской ярмарке и расходились по всей России. Их с удовольствием покупали благодаря забавным расписным картинкам на донце прялки. После окончания работы такими донцами хозяйки украшали стены вместо картин.


    Вскоре такой росписью стали украшать не только прялки, но и многие предметы народного быта: стульчики, лукошки, короба, солонки и игрушки.
    Городецкая роспись своеобразна по своей манере, поэтому спутать её достаточно трудно. Ни одно городецкое изделие не обходится без пышных гирлянд, букетов цветов, напоминающих розы и ромашки.



    Сюжеты городецких изделий имели своеобразный неповторимый сюжет. Мастера изображали прогулки кавалеров с дамами, всадников на конях, сцены чаепития в богатых интерьерах.


    Раньше городецкая роспись делалась яичными красками, которые ложились на изделие большими цветовыми пятнами, без предварительного контура.
    Рисунок наносился свободными мазками с графической обводкой чёрного или белого цвета. Преобладали синие, красные, белые и чёрные цвета.
    В наши дни мастера используют масляную краску, что расширило цветовую гамму.
    Но мотивы и технология городецкой росписи остались прежними.
    Современные художники, как и прежде, расписывают всевозможные деревянные изделия: шкатулки, ларцы, декоративные панно, шкафчики, полочки, хлебницы, солонки, игрушки и мебель.



    У нижегородских школьников стало традицией посещать Городец с экскурсиями.


    Там они узнают много интересного из истории Нижегородского края. Окунаются в атмосферу быта своих предков. Могут всё потрогать своими руками.



    И, конечно, участвуют в мастер-классах местных мастеров.




    Дети остаются в восторге от таких поездок.


    А теперь позвольте представить мой мастер-класс по рисованию городецкой росписи.
    Материалы: бумажная тарелка,грунт акриловый белый, кисть для грунтовки, кисти для рисования №1, №2, №5, гуашь (жёлтая, рубиновая, белая), акварельные краски, простой карандаш.


    Покрываем тарелочку грунтом (акриловый сохнет быстро).


    Изобразим в центре тарелочки один из элементов - ромашку.В городецкой росписи ромашка может быть и синей, и фиолетовой, и красной, и оранжевой (многолепестковый фантастический цветок).Наносим рисунок простым карандашом.



    Этап "подмалёвка".Делаем фон жёлтой гуашью (кисть №5).


    Смешиваем рубиновую и белую гуашь, получаем розовый цвет. Делаем розовый фон.


    Красной акварелью обводим цветок и закрашиваем круг в центре (кисть №2).


    Внутри красных лепестков делаем второй ряд, затем белой акварелью обводим лепестки вокруг центра.


    Обводим белым цветом большие лепестки внутри и маленькие - снаружи (кисть№2), добавляем по три штриха(белые и красные) наносим точки (кисть№1).


    Теперь, рисуем листочки горчичным цветом. Листочки в городецкой росписи разнообразны по размеру, но всегда расположены группами. При этом никогда не превосходят размером центральный цветок композиции.


    Рисуем зелёные листочки.


    Делаем прожилки на листиках (кисть №1) - вдоль листочка проводим линию и несколько коротких поперёк.


    Прожилки на зелёных листьях делают иначе.


    Этап "оживка". Листочки горчичного цвета подчёркиваем со всех сторон тонкой линией (кисть№1)чёрной краской, а зелёные - с одной стороны - усиками.


    Наша тарелочка готова.


    В центре тарелочки можно изобразить и другие варианты городецких цветов, например, розы.

    Авеличева Елена

    Тема: «Городецкая роспись»

    Вид деятельности: изобразительная (декоративное рисование)

    Продолжительность – 25 минут.

    Цель: познакомить детей с городецкой росписью.

    Задачи:

    Образовательные: познакомить детей с традиционным русским промыслом города Городец, спецификой создания декоративных цветов – бутон;

    учить рисовать бутон;

    учить использовать для украшения цветов оживки, используя белый цвет.

    Развивающие:

    развивать умение рисовать кончиком кисти;

    развивать интерес к декоративно-прикладному искусству;

    развивать мелкую моторику рук;

    развивать воображение, творчество.

    Воспитательные:

    воспитывать любовь к народному творчеству.

    Предварительная работа: рассматривание посуды: ковши, тарелочки, разделочные доски; шкатулки; чтение стихотворений о городецкой росписи; дидактическая игра «Народные промыслы».

    Оборудование: мультимедийная установка, тонированные круги жёлтого цвета, гуашь, тонкие кисти, баночки с водой, салфетки.

    Ход деятельности:

    «Веселый Городец»

    Есть на Волге город древний,

    По названью – Городец.

    Славится по всей России

    Своей росписью, творец.

    Распускаются букеты,

    Ярко красками горя.

    Чудо - птицы там порхают,

    Будто в сказку нас зовя.

    Если взглянешь на дощечки,

    Ты увидишь чудеса!

    Городецкие узоры тонко вывела рука!

    Городецкий конь бежит -

    Вся земля под ним дрожит!

    Чудо - птицы там порхают,

    И кувшинки расцветают!

    Будто в сказку нас зовя!

    Ребята, сегодня мы с вами отправимся в древнейший город Городец. Дома в нём похожи на сказочные терема, украшенные росписью и резьбой. (слайд № 2,3) Росписью украшали сундуки, дуги, сани, детскую мебель и многие другие предметы. (слайд №4,5,6,7,8,9) Мастера художники использовали красные, синие, жёлтые, зелёные и другие цвета и их оттенки: голубой, розовый, оранжевый, фиолетовый. (слайд № 10)

    Рассмотреть с детьми образцы элементов городецкой росписи: розан, купавку, бутон, ромашку. (слайд № 11,12)

    Показ последовательности рисования бутона (слайд № 13)

    Нарисовать голубой круг,

    После высыхания вверху круга рисуется синяя горошина, а снизу –синяя окантовка.

    Добавляется оживка (прорисовка) белым цветом. (слайд №14)

    Листья рисуются по два, три или пять штук. Если рисуется три листика, то средний будет намного больше остальных. Если изображают только два листа, то они одинакового размера. (слайд № 15)

    Сегодня мы с вами будем городецкими мастерами - художниками и распишем тарелочку.

    Итог: поблагодарить детей за старание.

    Выставка детских работ.











    Литература:

    Д. Колдина «Рисование с детьми 5-6 лет»

    Стихотворение http://www.pandia.ru/text/77/325/38217-3.php

    Публикации по теме:

    Декоративно-прикладное искусство призвано украшать, облагораживать и преобразовывать предметный мир. Это искусство возникло на ранних этапах.

    Конспект НДО по художественному развитию «Городецкая роспись» Цель: продолжить знакомство детей с городецкой росписью Задачи: ХЭР. Знакомство с цветовым решением рисунка городецкой росписи, с цветковыми.

    «Купавка». Конспект образовательной деятельности по декоративному рисованию «Городецкая роспись» Цель: - Знакомство с особенностями городецкой росписи Задачи: - учить рисовать городецкие купавки голубого и розового цвета, чередуя их.

    Программное содержание: Учить детей расписывать шаблоны по мотивам городецкой росписи. Учить выделять декоративные элементы росписи. Развивать.

    Возникла городецкая роспись в начале 19 века в Нижегородской губернии в городе Городец. Вначале месные мастера украшали резные прялки. Они.

    ГОРОДЕЦКАЯ РОСПИСЬ

    v История промысла

    Особенности формы

    v Образы и сюжеты

    v Орнамент

    v Этапы изготовления

    v

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    ГОРОДЕЦКАЯ РОСПИСЬ

    (выступление на семинаре-практикуме педагогов д/с)

    Есть на Волге город древний,

    По названью – Городец.

    Славится по всей России

    Своей росписью, творец.

    Распускаются букеты,

    Ярко красками горя.

    Чудо - птицы там порхают,

    Будто в сказку нас зовя.

    • История промысла

    Роспись, которая ныне называется городецкой, родилась в Поволжье. Леса давали дешевый и разнообразный материал, изделия из которого крестьяне отвозили продавать на ярмарку в село Городец. Поэтому роспись, выполненная на этих изделиях, получила название Городецкая.

    Особую популярность завоевали донца для прялок (это лавочка, на которую садилась мастерица). Городецкие прялки в отличие от других были разборными. Окончив работу, пряха вынимала гребень, а донце вешала на стену для украшения избы. Поэтому народные умельцы особенно старательно украшали их резьбой и росписью.

    Изначально прялки делали с использованием элементов инкрустации, т.е. сочетания двух пород деревьев, отличных по цвету. В основной доске делали резьбу, куда вставляли различные фигурки из мореного дуба. В дальнейшем мастера стали применять еще и подкраску донец, нанося сказочные, красивые цветы. Постепенно они вытеснили трудоемкую работу с резьбой и стали основой для развития отдельного промысла - городецкая роспись.

    В росписи использовались яркие сочные краски - красного, желтого, зеленого, черного цветов. Ею стали украшать не только прялки, но и многие предметы народного быта: стульчики, лукошки, короба, солонки, сани, игрушки, мебель, даже части дома - ставни, двери, ворота.

    Стиль и манера рисования в этой росписи окончательно установились в конце 19 века и остаются неизменными до наших дней.

    С развитием промысла значительно обогатились и сюжеты росписи : чаепития , гулянья , сценки из жизни , персонажи сказок , сцены войны .

    1890-е гг. - расцвет городецкого промысла. Он просуществовал около 50 лет и к н. 20 века пришел в упадок. После I мировой войны расписное производство полностью прекратилось.

    Возрождение городецкой росписи началось с 1935 года . Постепенно были открыты общественные мастерские, организовано профессионально обучение художников, расширен ассортимент расписных изделий.

    В 1951 году в селе Курцево была открыта столярно-мебельная и художественная артель «Стахановец » , а с 1960 года она была преобразована в фабрику «Городецкая роспись ».

    • Особенности формы

    Промысел городецких мастеров многообразен в современных изделиях быта. Сейчас художники расписывают более 50 наименований изделий: вазы, шкатулки, подставки, солонки, панно-тарелки, карандашницы, сахарницы, чайницы, погремушки, яйца, конфетницы, игрушки, хлебницы, сундучки, разделочные доски, наборы, шкатулки, панно, коробки, копилки, полочки, кухонные шкафчики, детскую мебель и прочие предметы обихода).

    Расписные изделия – не просто элемент декора, а часто предметы не только красивые, но и функциональные, активно использующиеся.

    С 1995 г. возрождена технология старинной иконописи 14-15вв. (иконы пишутся на липовой доске, иконы на камне).

    Городецкие мотивы можно встретить в оформлении книг. Популярно выполнение городецкой росписи на стенах, колоннах, бордюрах.

    • Образы и сюжеты

    Городецкий стиль отличается прежде всего содержательностью . В росписях и резьбе основное впечатление дают жанровые сцены.

    Все эти изображения условны по характеру, очень вольны и декоративны по форме, а иногда граничат с шаржем.

    Сюжеты для городецкой росписи берутся из жизни – это быт купечества и крестьянства, пышный парад костюмов. Здесь свидания и гуляния, посиделки и застолья, праздничные выезды и проводы, иллюстрации к различным сказкам и сюжеты из современной жизни, а также многое другое.

    Всадники, кареты, барыни, солдаты, кавалеры, собачки - вот набор образов , создаваемых при помощи более нигде не встречающейся техники и стиля.

    Значительное место занимают цветочные мотивы - пышные «розаны», писанные широко и декоративно. Городецкий мастер росписи любит цветы. Они всюду разбросаны на поле росписей веселыми гирляндами и букетами.

    Рядом с жанровыми реалистическими мотивами в изделиях городецких мастеров живут и идеализированные, декоративные образы птиц и животных . Особенно часто изображение разных вариантов птиц: это и гордый павлин, и насупленный индюк, и задиристый петух, и сказочная птица. Самое же примечательное в Городце – это конь. Красивый, гордый конь с сильной шеей и тонкими пружинистыми ногами.

    Существует три вида композиции в Городецкой росписи :

    1. цветочная роспись . В ней могут использоваться такие типы орнамента как: «Букет», «Гирлянда, «Ромб», «Цветочная полоса», «Венок»;
    2. цветочная роспись с включением мотива «конь» и «птица» - может быть симметричной и ассиметричной;
    3. сюжетная роспись. Может встречается роспись в 2-3 яруса (в верхней части пишется основной сюжет с застольем, свиданием, прогулкой, и т. п., в нижней - сюжеты помогают раскрытию данной темы). Средняя часть представлена в виде цветочной полосы.
    • Орнамент

    В росписи значительное место занимает орнамент.

    В городецкой росписи Орнамент образуют различные элементы – геометрические, растительные, животные.

    Говоря о растительных элементах городецкой росписи, нельзя не упомянуть городецкие цветы, которые обладают разнообразием форм и красок и являются в городецкой росписи символом здоровья и процветания. Популярны бутоны, розаны, ромашки, купавки, розы. Листья в узорах изображаются группами от двух до трех или пяти листьев.

    Животные мотивы городецкой росписи глубоко символичны. Городецкая птица воплощает семейное счастье и благополучие, а конь – богатство.

    Основными геометрическими элементами городецкой росписи являются точки, скобки, круги, дуги, капли, спирали, штрихи. В ходе создания узора происходит нанесение элементов на поверхность изделия.

    • Этапы изготовления

    Городецкая роспись, в отличие от жостовской, не требует предварительной обработки поверхности и совершается непосредственно на деревянной основе, которая при желании может быть покрыта грунтовой краской красного, черного или желтого цвета.

    Выполнение городецкой росписи осуществляется в три этапа.

    Первый - подмалевка , т.е. круговое движение кистью, нанесение одного цветового пятна. Выполняется широкой плоской кистью.

    Второй этап - теневка (или оттенок ), т.е. нанесение скобки.

    Поверх светлых пятен наносятся тонкие мазки вторым, более темным цветом того же оттенка, например, синим по голубому – обводка. Контур обводки – рисующий, изображает контуры лепестков цветка. На этом же этапе между крупными элементами изображаются листочки, форму которых получают двумя-тремя мазками кисти.

    Заключительный этап росписи – нанесение черной и белой краской штрихов и точек. Этот прием называется «оживкой» и придает работе законченный вид. Выполняется самой тонкой кистью. Таким образом, однотонные силуэты приобретают некоторую объемность.

    • Ознакомление дошкольников с росписью

    Знакомство с городецкой росписи начинают со старш. дошк. возраста.

    Основные задачи, решаемые при обучении детей декор. рисованию:

    Педагогические средства , рекомендованные для решения этих задач представлены на слайде.

    • Первое знакомство направлено на углубленное знакомство детей с городецким узором . Детям показываются изделия, красочные иллюстрации. При рассматривании обращается внимание, во-первых , на особенности городецкой росписи, во-вторых , на умение выражать полученные впечатления от восприятия этих изделий; в-третьих , необходимо подчеркнуть яркость и разнообразие цветов, используемых в росписи.

    На этом же занятии проходит , дети учатся рисовать: точки, дуги, капельки .

    • Далее знакомим детей с новыми элементами - волнистая линия, круги, а также закрепляется цветовая гамма . Больше внимания стоит обратить на технику рисования. Перед тем как изобразить какой-либо элемент росписи на бумаге, обязательно рисовать его в воздухе.
    • Постепенно знакомим детей с городецким розаном, с городецкими листиками и кустиками, с городецкой купавкой, с городецким фазаном (петух), городецкой лошадкой.

    В работе можно использовать различные рабочие тетради (одна из которые есть у нас в детском саду), раскраски, шаблоны.

    В результате проводимых занятий по декоративному рисованию, рассматривания иллюстраций, изделий городецких мастеров, бесед, дидактических игр, чтения стихов об этом промысле, наблюдений в природе, работы с родителями у детей может появиться устойчивый интерес к городецкой росписи, дети научатся хорошо ориентироваться на листе бумаги, усвоят цвета данной росписи, станут лучше владеть кистью, они смогут назвать все элементы городецкой росписи. Всё это будет способствовать развитию их художественных, творческих и интеллектуальных способностей.

    для воспитателей)

    Работу необходимо начать с создания условий для приобщения детей и родителей к народной культуре. Детей воспитывает всё, и, прежде всего, то, что их окружает. Начинать нужно постепенно. Подобрать познавательную литературу о народном промысле, об особенностях городецких узоров, об истории этого промысла, уточнить методы и приемы, используемые при ознакомлении детей с этим промыслом и обучении их росписи.

    Задачей воспитателя является создание условий, направленных на развитие художественных способностей детей, воображение и образное мышление, которые способствуют приобщению детей к народной городецкой росписи, помогают закрепить технические навыки, полученные ранее, учат анализировать и сравнивать и, используя народный промысел «Городецкая роспись», оптимизировать процесс развития творческого воображения у детей дошкольного возраста.

    Задачи, решаемые при обучении детей декоративному рисованию:

    1. Познакомить детей с городецкой росписью и вызвать у них интерес к этому виду народного творчества.
    2. Создать условия для приобщения детей и родителей к народному творчеству при помощи городецкой росписи.
    3. Сформировать навыки технического исполнения городецкой росписи.
    4. Сформировать у детей отношение к цвету как важнейшему свойству в развитии эстетического вкуса.
    1. Беседы.
    2. Чтение художественной литературы.
    3. Дидактические игры.
    4. Специально организованное обучение в форме занятий.
    5. Работа с родителями.

    Обучение детей необходимо начать с рассматривания образцов росписи, по ходу делая необходимые пояснения, чтобы помочь детям разобраться в особенностях городецкой росписи.

    Городецкая роспись поражает детей своей яркостью, ни с чем не сравнимой красотой, красочностью. Контрастные сочетания, яркие цвета, пробуждают в детях интерес к городецкому промыслу, вызывают желание самим научиться так расписывать.

    Работу по обучению детей рисованию городецким узором необходимо проводить в следующей последовательност и:

    1. Познакомить детей с изделиями, расписанными городецкой росписью.
    2. Сформировать у детей навыки рисования городецких узоров.

    Работа проводится в первой половине дня (на занятии), при необходимости и во второй половине дня индивидуально.

    • Первое занятие направлено на углубленное знакомство детей с городецким узором. Детям показываются изделия, красочные иллюстрации. С огромным интересом, затаив дыхание, дети слушают рассказ воспитателя, ведь каждое изделие можно представить ярко, эмоционально, используя различные сравнения, эпитеты, стихи.

    При рассматривании с детьми изделий Городца или иллюстраций, обращается внимание:

    Во-первых, на особенности городецкой росписи,

    Во-вторых, на умение выражать полученные впечатления от восприятия этих изделий;

    В-третьих, необходимо подчеркнуть яркость и разнообразие цветов, используемых в росписи, так как ребенок эмоционально отзывчив к цвету.

    Целью рассматривания изделий городецких мастеров и их иллюстраций является приобщение детей к народному творчеству и выделение элементов городецкой росписи.

    На этом же занятии проходит знакомство детей с элементами данной росписи , дети учатся рисовать: точки, дуги, капельки.

    Возможно, что после проведения этого занятия не каждый ребенок справиться с поставленной задачей. Поэтому необходимо проводить с детьми индивидуальную работу вне занятий, используя дидактические игры «Обведи элемент», в которой дети обучаются технике исполнения данных элементов, «Обведи и раскрась», которая помогает развивать мелкую моторику пальцев рук, закрепить с детьми цветовую гамму, которую используют в городецкой росписи. Вся индивидуальная работа проводится с учетом возможностей и способностей каждого ребенка.

    • На следующем занятии проходит знакомство детей с новыми элементами - волнистая линия, круги, а также закрепляется цветовая гамма. Больше внимания стоит обратить на технику рисования. Перед тем как изобразить какой-либо элемент росписи на бумаге, обязательно рисовать его в воздухе.

    По ходу занятия следить за правильным положением кисти, напоминать, чтобы не брали много воды и т. д., поощрять детей. Чуткое, внимательное и терпеливое отношение к ребенку поможет быстрее справиться с трудностями.

    • Далее проводится НОД согласно перспективному плану :

    Знакомство с Городецкой росписью.

    • Городецкий розан.
    • Городецкие листики и кустики.
    • Городецкие купавки.
    • Городецкий узор - доска.
    • Городецкий фазан (петух)
    • Городецкая лошадка.

    Целью данных занятий является обучение технике рисования городецкой росписи тычком и кистью, знакомство с элементами росписи, роспись плоскостных силуэтов.

    При знакомстве детей с тем или иным элементом необходимо помочь детям почувствовать всю красоту и неповторимость узора, обращать внимание на индивидуальность каждого узора, каждой детали, и тогда, от занятия к занятию, дети будут рисовать отдельные элементы все более и более уверенно.

    Не стоит забывать о том, что не все дети могут сразу проявить интерес к рисованию узоров, поэтому необходимо дать время заинтересоваться Городецкой росписью, ее узорами и красотой.

    Большую помощь в приобщении детей к прекрасному могут оказать прогулки . Ведь наблюдения за природой доставляют детям большую радость и удовольствие, оставляя часто неизгладимый след в их жизни, сознании.

    На основе этих впечатлений закладываются зачатки любви к родному краю, русской природе, нашему народному творчеству.

    Целевые прогулки проводятся как предварительная работа по подготовке к занятию. Наблюдения можно организовать со всей группой детей в утренние или вечерние часы. Основным методом в процессе наблюдения является беседа.

    Дети учатся не только наблюдать за объектами живой природы, но и зарисовывать их палочкой на земле, а впоследствии карандашами, красками на бумаге. Природа способствует умственному развитию детей, их восприятию и отношению к цвету как к важнейшему свойству в развитии эстетического вкуса. Если приучить любоваться яркими красками природы (неба при закате и восходе, замысловатой формой снежинок, красотой ярко-желтых, красных осенних листьев и т. д.), у ребенка развивается художественный вкус, он глубже может познать окружающий мир, будет стремиться к созданию красоты своими руками. Это поможет формировать у детей отношение к цвету как к важнейшему свойству в развитии эстетического вкуса.

    У дошкольников неустойчивая память, слабо развита мелкая моторика пальцев рук. Поэтому необходимо медленно двигаться от простого к сложному, первые элементы росписи начинать рисовать пальцем, а затем уже тычком и кистью. В процессе обучения технике рисования учить детей подбирать и сочетать цвета друг с другом соответственно белому фону.

    Ребенок эмоционально отзывчив к цвету. Он не равнодушен к прекрасным сочетаниям от нежных мягких до ярких, звучных, радующих глаз красок.

    Эстетическое восприятие цвета связано с эмоциональным откликом и основано на эстетическом переживании ребенка. Ребенок воспринимает цвет непосредственно, искренне, увлеченно. Это очень ценное качество, которое надо не только беречь, но и поддерживать, развивать в процессе обучения, так как оно является условием развития эстетического вкуса и художественного восприятия цвета у дошкольников.

    Так постепенно можно переходить к творчеству. После того как технические навыки у детей будут сформированы, начать развивать у детей творческое воображение, используя в свободное от занятий время дидактические игры , развивающие воображение, память, творчество, умение анализировать.

    • Парные картинки .

    Задачи: продолжить знакомить детей с городецкой росписью; выделять и называть элементы; развивать внимание, мышление, творческое воображение, зрительную память, умение анализировать.

    • Декоративное домино.

    Задачи: знакомить детей с элементами различных росписей, выделяя элементы городецкой росписи; уметь находить пару; развивать внимание, умение анализировать.

    • Собери целое.

    Задачи: закреплять знания детей о городецком промысле; учить собирать из нескольких частей целое; развивать мышление, творческое воображение.

    • Найди пару.

    Задачи: продолжить знакомить детей с русскими народными росписями; выделять из них городецкую; развивать внимание, мышление, зрительную память, умение анализировать.

    Эти игры помогут детям придумывать новые композиции, дети самостоятельно, без помощи воспитателя научатся рисовать различные узоры. Расписывая бумажные шаблоны, дети по своему желанию смогут подбирать элементы росписи, цветовую гамму.

    В течение обучения детей родителям необходимо демонстрировать выставки детских работ с целью показать родителям успехи их детей в освоении городецкой росписи.

    На родительском собрании можно провести беседу с родителями на тему «Художественно-эстетическое воспитание детей в семье», в которой показать значение воспитания эстетического вкуса в развитии личности ребенка. И поэтому первая задача семьи - развить у ребенка эстетическое восприятие всего окружающего мира.

    На следующем родительском собрании рассказать об истории городецкого промысла, ее мастерах, чтобы родители смогли понять и оценить всю красоту этих изделий, расписанных яркими красками. Такая предварительная работа с родителями поможет сильнее заинтересовать детей, так как родители, поняв важность этой работы, в свою очередь, дома могут рассматривать вместе с детьми иллюстрации, книги, рекомендованные им педагогом. Все это способствует развитию интереса и желания у детей самим научиться рисовать городецкие цветы, лошадок, птиц.

    Эффективной формой работы с родителями станут домашние задания, в которых родители окажут неоценимую помощь, рисуя дома с детьми городецкие узоры и играя в дидактические игры.

    С детьми проводятся различные по характеру типы занятий: занятия по сообщению детям новых знаний, целью которых является постановка перед детьми познавательных задач, расширение и уточнение знаний.

    Эти занятия, занимая основное место в процессе обучения (так как дети на них знакомятся с историей развития и особенностями городецкой росписи, учатся рисовать элементы), проводятся в форме беседы или просто знакомства с новым элементом, обязательно с рассматриванием данного элемента на городецких изделиях, иллюстрациях с изображением городецкой росписи. В конце учебного года проводится вечер развлечения для родителей и детей, на котором подводится итог проделанной работы.

    И хотя работы детей могут быть далеки от совершенства, их росписям будут присущи все характерные признаки городецкой, а главное - дети прикоснутся к искусству, искусству подлинно народному.

    Уважение к искусству своего народа надо воспитывать терпеливо и тактично. Красота нужна и дорога всем, но прежде всего она необходима детям.

    В ходе реализации задач необходимо отслеживать результаты детей. Для этого проводится промежуточная диагностика по определенным критериям анализа и оценки созданных детьми изображений, которая показывает рост интереса детей к народному творчеству, повышение художественной, творческой активности у детей.

    КРИТЕРИИ АНАЛИЗА И ОЦЕНКИ СОЗДАННЫХ ДЕТЬМИ ИЗОБРАЖЕНИЙ

    Цвет:

    * - знает цветовую гамму для городецкой росписи;

    **-знает цветовую гамму, иногда забывает цвета;

    ***-не знает цветовую гамму городецкой росписи.

    Форма:

    *- рисует простые и сложные элементы городецкой росписи, узор передает точно;

    ** - рисует точно простые элементы, а сложные немного искажает;

    *** - рисует только простые элементы с искажением, а сложные не удаются.

    Простые элементы: точка, прямая линия, круг.

    Сложные элементы: капля, дуга, волнистая линия.

    Умение работать кончиком кисти:

    *- хорошо владеет навыком рисования кончиком кисти;

    ** - умеет работать кончиком кисти, но преобладает манера письма всей кистью;

    *** - не умеет работать кончиком кисти.

    Композиция:

    * - ребенок видит и украшает полностью всю фигуру, используя простые и сложные элементы городецкой росписи;

    ** - ребенок видит часть плоскостного силуэта и украшает его;

    ***-скученное изображение.

    Характер линии:

    * - плавная без отрыва;

    ** - прерывистая;

    *** - не получается.

    Какие материалы использовались для создания изображения при условии самостоятельного выбора:

    *- плоскостной силуэт, кисть, тычок;

    ** - плоскостной силуэт, либо кисть, либо тычок;

    *** - простой лист, тычок.

    Уровень самостоятельности выполнения работы:

    *- самостоятельно выполняет работу, дополняет изображение подходящими элементами;

    ** - необходима частичная (небольшая) помощь педагога;

    *** - не может выполнить работу.

    Творчество:

    * - самостоятельно придумывает композицию, изображает элементы росписи;

    ** - составляет композицию, но для этого ребенку надо иметь образцы элементов перед глазами; незначительная помощь педагога;

    *** - рисует только то, что видит, нет творческой активности.

    Ожидаемые результаты:

    Ожидаемые результаты:

    В результате проводимых занятий по декоративному рисованию, рассматривания иллюстраций, изделий городецких мастеров, бесед, дидактических игр, чтения стихов об этом промысле, наблюдений в природе, работы с родителями у детей может появиться устойчивый интерес к городецкой росписи, дети научатся хорошо ориентироваться на листе бумаги, усвоят цвета данной росписи, станут лучше владеть кистью, рука будет более «твердой», они смогут назвать все элементы городецкой росписи. Всё это будет способствовать развитию их художественных и интеллектуальных способностей.

    Занятия, проведенные о городецком промысле, дидактические игры по данному виду росписи дадут возможность детям узнать приемы рисования и научат составлять узоры на различных формах.

    Красота нужна всем, но прежде всего она необходима детям. Народное искусство, жизнерадостное по колориту, живое и динамичное по рисунку, пленяет и очаровывает детей, отвечает их эстетическим чувствам.

    Уважение к искусству своего народа надо воспитывать терпеливо и тактично, не забывая о личности ребенка, его взглядах, интересах, желаниях.



    М. Ильченко, С. Мишин
    Методическое пособие по
    городецкой росписи


    Роспись, которая сейчас называется городецкой, родилась в Поволжье на берегах чистой и светлой речушки Узолы. Там крестьяне нескольких деревень расписывали прялки и отвозили продавать свои изделия на нижегородскую ярмарку. Поэтому и роспись сперва называлась нижегородской. Точнее, еще до появления этой росписи прялки украшались резьбой. Со временем резьбу стали слегка подкрашивать - для большей нарядности, а позже резьба на прялках была полностью вытеснена росписью.

    Никогда ни с чем не спутаешь радостных красок городецкой росписи, ее вороных коней с поджатой крючком ногой и лебединой шеей, ее птиц с диковинными хвостами в виде крыла бабочки. Кони всегда изображаются в профиль, а люди - только анфас. И все это - в окружении роскошных цветочных гирлянд.

    Городецкая роспись символична. Конь в ней - символ богатства, птица - символ счастья, а цветы - здоровья и процветания в делах.

    Сюжетами старинной городецкой росписи были всадники на конях, барышни в кринолинах, свадьбы, застолья, чаепития и другие торжественные сцены из жизни горожан. Но оттого что изображалось все это крестьянскими художниками, создался чрезвычайно своеобразный стиль росписи, в котором помпезность и вычурность городских элементов наивно перемешаны с простодушием и искренностью, свойственными простому народу.

    В наши дни наследие старых мастеров не умерло: их лучшие традиции стремятся возродить художники, работающие на фабрике «городецкая роспись» в г. Городце. К счастью, старинная поволжская роспись сейчас находится в надежных руках талантливых современных художниц. Пятеро из них - Лауреаты премии имени Репина. Это - высшая награда для художников нашей страны. Имена этих художников: Беспалова Л.Ф., Кубаткина Л.А., Касатова Ф.Н., Рукина Т.М., Соколова А.В. Было время, городецкая роспись едва не погибла, но нашлись добрые и талантливые люди, возродившие ее, и художницы, которых я назвала, в их числе. Они - наша национальная гордость.

    В этом пособии я расскажу вам об элементах, сюжетах и приемах городецкой росписи. Это будут самые простые, азбучные истины, но их надо хорошо усвоить и не нарушать, когда приступите к росписи.


    Городецкая роспись, как уже упоминалось, - это роспись по дереву. Но мы с вами начнем учиться рисовать городецкие элементы на бумаге. Впоследствии, когда вы овладеете простейшими приемами городецкой росписи, будет рассказано, как подготовить деревянные поверхности под роспись, как их расписывать и покрывать лаком.

    Ну, а теперь запаситесь бумагой, краской и кистями.

    БУМАГА нужна белая из альбома по рисованию, ватман или полуватман. Для первых тренировок в росписи можно взять бумагу и похуже: потом ведь вы все равно выбросите неудачные рисунки, а удачные старательно перерисуете в альбом с хорошей бумагой.

    КРАСКИ. Городецкие мастера пишут свои работы масляными красками. А мы с вами будем выполнять роспись гуашью.

    Из школьного набора гуаши (12 цветов) возьмите всего восемь красок: черную, белую, алую, краплак (вишневую), кобальт синий светлый (ярко-голубую), а также желтую, окись хрома (темно-зеленую) и охру красную.

    Первыми пятью красками вы будете пользоваться прямо из баночек, а три последние для городецкой росписи не годятся, их нужно будет намешать друг с другом, чтобы получить гамму красок, напоминающую городецкую. Подробно об этом рассказано дальше. Кстати, необходима еще одна краска - киноварь. Это краска ярко-красного цвета, но в наборе гуашевых красок ее не бывает. Хотя эта краска дорогая, без нее не сделать хорошей росписи, поэтому вам придется ее купить в художественном салоне.

    КИСТИ. Для росписи желательно иметь хотя бы три кисти: беличью художественную (N2 или N3), колонковую художественную (N1 или N2) и флейц (N2 или N3) - эта плоская кисточка из мягкого волоса используется для подмалевка, наведения рамок и т.п.


    Мы с вами уже условились, что будем осуществлять свою городецкую роспись гуашевыми красками. Проделайте несложный эксперимент. Возьмите листок бумаги и нанесите на него по одному мазку краски из каждой баночки гуаши, которые имеются в наборе. Теперь оглядите критически получившуюся палитру гуашевых красок. Не правда ли, получилась унылая гамма? Нечего и мечтать сделать приличную роспись «под городец», используя только эти цвета. Чтобы получить жизнерадостную, гармоничную цветовую гамму, присущую городецкой росписи, нам придется немного повозиться над смешиванием красок. Мы должны из набора гуаши получить пока что три новых краски: светло-голубую, светло-розовую и городецкую зеленую (т.е. зеленую с теплым «болотным» оттенком). Итак, начинаем перемешивать. Возьмите две чистых баночки из-под гуаши. В обе баночки положите по пол-ложки белой краски (белила цинковые) и добавьте в одну баночку немного кобальта синего светлого (ярко-голубая краска), а в другую - немного киновари. Правда, киновари может не оказаться, тогда придется обойтись тем, что есть в наборе гуаши - алой краской. Хорошенько размешайте. Если краски густоватые, подлейте по 2-3 капельки воды. Опять размешайте. Получились две новые краски: нежно-голубая и нежно-розовая. Но мы будем называть их так: голубой разбел и розовый разбел.

    Проследите, чтобы при намешивании этих разбелов кисти, краски и баночки были совершенно чистыми, тогда и разбелы получатся яркими, чистыми, светоносными. Очень часто случается, что при намешивании розового разбела к белой краске, добавляют не алую, а краплак, и тогда разбел нежно розового цвета не получается, а выходит синюшная краска, которой прилично рисовать разве что утопленника. Но поскольку мы этого делать не собираемся, то неудачный разбел придется выбросить и намешать новый, уже с добавлением алой (а лучше, как я говорила, киновари).

    Теперь, если разбелы ваши получились хорошими, закройте их плотно крышками и поставьте в свой набор гуаши. Вы будете ими пользоваться постоянно.


    Кроме этих двух разбелов нам надо намешать Городецкую зеленую краску, которой делают подмалевки листьев. Вспомните, когда я говорила, какие краски из набора гуаши мы будем использовать для своей росписи «под городец», я называла пять красок: черную, белую, алую, краплак и кобальт синий. Это те цвета, которые будем использовать в росписи без намешивания.

    Эти три краски я выделила в особую группу, потому что они в росписи не используются, но из них намешиваются новые оттенки красок, характерные для Городецкой росписи. Я расскажу, пока что только об одной, которая получается смешиванием этих трех красок. Итак, опять берем пустую баночку из-под гуаши. Кладем в нее пол-ложки желтой гуаши, добавляем капельку красной охры и немного окиси хрома (темно-зеленой краски); перемешиваем, пробуем на листке бумаги - должна получиться краска тепло-зеленого болотного оттенка. Это и есть городецкая зеленая краска. Краска должна быть сметанообразной. Закройте баночку плотной крышкой и следите, чтобы она не пересыхала. Если она станет гуще, чем вам нужно, подливайте в нее понемногу воды. Поставьте баночку с этой краской в ваш набор. Так же, как и разбелы, она будет необходима вам в работе.

    Еще одно замечание. Понятно, что у всех, кто станет намешивать краску, получатся очень различающиеся оттенки городецкой зеленой , поэтому, изменяя количество составляющих красок, получите тот оттенок городецкой зеленой, который больше всего нравится вам. Это будет ваша городецкая зеленая . И все-таки есть общий для всех совет: желтой берите побольше, а зеленой - поменьше, от этого городецкая зеленая будет легче, воздушней, и на ней будут хорошо смотреться черные оживки. Если уж вы намешали краску темноватую, то оживки на ней могут быть и желтыми.


    Городецкая роспись выполняется в два этапа: подмалевок и оживки. А цветы - в три этапа.

    Для подмалевка используются широкие плоские кисти - флейцы. Флейц обмакивают в краску и закрашивают сразу все фигуры расписываемого изделия (обычно в 5-6 цветов).

    Например, все кони целиком закрашиваются черной краской, кроме сбруи, окрашиваемой киноварью. Также черной краской закрашивают туловища птиц, краплаком - хвосты птиц, голубым и розовым - подмалевки цветов, а зеленым - крылья птиц и листья.

    Выполнение подмалевка - простой малярный прием, он доступен даже пятилетним детям. По существу, такими же движениями кисти, какими выполняется подмалевок, мы красим рамы и полы у себя дома. Тут главное размазывать краски тонким ровным слоем, чтобы нигде не было ни пробелов, ни наплывов краски. Для этого и используют широкие кисти.

    Когда выполнен подмалевок всего изделия, начинается второй этап - оживки. Оживки делаются белой краской. Но для оживок нужны уже и другие кисти, и другие приемы росписи.

    Для оживок - кисти нужны художественные. И выполнение оживок - это уже не малярный прием, а художественный, и, чтобы их хорошо сделать, придется немало потренироваться. Кончик кисти обмакивают в белую краску и поверх всех подмалевков наносится множество точек и различных мазков, которые в считанные минуты так разительно преображают облик нашей росписи, что сразу приходит в голову мысль, какое же это удачное слово - оживки ! И точно! От белой, словно кружевной, отделки, вмиг оживают городецкие и птицы, и кони, и цветы до того совсем плоские. Только не подумайте, что, как только вы макнули художественную кисть в белую краску, вы вправе рассыпать белые точки с щедростью, с которой сыплют пшено курам. Новичкам, между прочим, так нравится ставить во множестве эти белые точки, что не успеешь оглянуться, как они уже залепят ими всю работу. Делать этого нельзя ни в коем случае: все хорошо лишь в меру. Еще Шекспир заметил: «Не будь ни расточителем, ни скрягой. Лишь в чувстве меры - истинное благо».

    Вот уж золотые слова! В меру должно быть оживок, тогда только они сказочно красивы, а переборщишь - и вся прелесть работы исчезнет, словно снегом залепит. И заметьте, что цвета подмалевков автор росписи иногда может изменять, а вот оживки всегда делаются одни и те же, потому что существует некий канон, нерушимое правило, как делать оживки на конях, как на цветах и только на туловищах птиц с оживками можно слегка повольничать.

    Осталось рассказать, что, когда мы делаем оживки, белые мазки бывают нескольких видов. Это дуги, капельки, штрихи и точки. Как они выполняются, будет подробно рассказано позже. Главное, запомните, что, делая оживки, кисть надо держать в руке отвесно и касаться изделия самым тонким кончиком кисти, чтобы мазки получались аккуратные, изящные и упругие: от оживок зависит вся красота городецкой работы.

    Теперь, когда мы познакомились с тем, что изображается в городецкой росписи, и с помощью каких красок и кистей это можно выполнить, поговорим подробно о различных элементах этой росписи. И начинайте уже сами (одновременно с чтением текста) изображать на бумаге все, о чем будет рассказано в последующих главах.


    Городецкая роспись происходит от иконы, и, так же, как в иконе, в ней много символичного. Птица является символом семейного счастья.

    Посмотрите на городецких птиц - у них всегда толстый животик. В моей долгой практике преподавания я встречала немало людей, которым не нравилась именно эта особенность городецкой птицы. Многие, начинающие пробовать свои силы в городецкой росписи, пытаются «улучшить фигуру» городецкой птицы, утоньшая ее туловище. От этой грубой ошибки я и хочу вас уберечь. Такой абрис птицы - традиция, и пытаться бездумно изменить ее - все равно, что лишить смысла древний символический образ. Кто-то из вас скажет: «Подумаешь, какое преступление! Я всего-то и хотел сделать птичку потоньше - так она даже изящнее».

    Но вспомните, птица - символ семейного счастья. Возможно этот «неэстетичный» (по мнению иных) животик как раз и символизирует зарождение новой жизни и является залогом семейного счастья!

    Не знаю, правильно ли разгадан мною замысел наших простодушно-мудрых предков в отношении птицы, но вас я просто призываю уважать традицию и рисовать птиц таких, какими их рисовали тысячи художников до вас.

    Птица в городецкой росписи имеет острохарактерный силуэт: у нее гибкая линия шеи и груди (синусоида), хвост - в виде крыла бабочки, нитевидные клюв и ноги. Традиционна такая расцветка птицы: туловище - черное, хвост - вишневый (краплак), крыло зеленое.

    Два из этих трех цветов имеются в наборе гуашевых красок: черный и краплак, а городецкая зеленая - намешивается.

    Городецкие птицы изображаются в два этапа: сначала тремя красками кистью делают подмалевок - это туловище, крыло и хвост птицы, а потом на нем рисуют белой краской оживки.

    На рисунке 1 показаны наиболее характерные варианты оживки городецкой птицы. Оживки делаются на птице белой краской - с помощью тонкой художественной кисти. Здесь вы можете использовать весь арсенал городецких оживок: и дуги, и штрихи, и капельки, и точки.


    Штрихи бывают очень разными по длине и ширине, а выполняются они так: кисть держат в пальцах отвесно и, едва касаясь бумаги концом кисти, проводят линию тонкую в начале и конце с большим или меньшим нажимом посередине. Штрихами сделаны оживки на крыле и хвосте птицы, на шее и внизу животика.

    Капельки делаются методом примакивания, известным современным детям еще с детского сада, где их учат этому приему. Делаются капельки так: боком кончика художественной кисти (с белой краской) легко и плавно
    прикасаются к бумаге, на которой при этом остается след в виде капли.

    Как ставятся точки, проще понять, чем объяснить.

    О том, как выполнять дуги, подробно рассказано в разделе этой методики «Цветы - символ здоровья».

    Советую начать рисовать птицу традиционной расцветки. Позже вы, конечно, перепробуете и другие варианты раскраски Городецких птиц. И все-таки сами со временем придете к выводу, что сочетание, которое я назвала традиционным, - самое удачное из всех.


    Вы слыхали такое слово - «безлошадный»? Когда его употребляют даже в наше время, то имеют в виду крайнюю бедность того человека, о котором говорят «безлошадник». Теперь-то времена изменились. Вот у меня уйма знакомых, и ни у одного из них нет лошади! И у меня нет. И тем не менее никто про нас не говорит, что мы «безлошадники». У иных даже машины есть...

    А вот в старину, те крестьяне, у кого лошади не было, были самые бедные на селе люди: ни землю в поле вспахать, ни сена коровушке привезти, ни на базар поехать что-то из своего урожая продать, ни врача больному доставить...

    Словом, плохо в хозяйстве без лошади было. И настолько конь был значителен в жизни сельских жителей, что в крестьянской росписи он стал символом богатства.

    Городецкий конь бывает только черного цвета. Это тоже традиция. И пошла она от того далекого времени, когда еще городецкие прялки украшались не росписью, а резьбой. Тогда конь, вырезанный из черного (мореного) дуба, врезался заподлицо в светлое донце городецкой прялки. Работа эта была тяжелая, так как дуб - очень твердое дерево. Поэтому со временем мастера, делавшие прялки, стали просто закрашивать коня на прялке черной краской, тем самым имитируя свою работу под инкрустацию мореным дубом. Это было дешевле. Прялки-то делали на продажу.

    А потом стали подкрашивать и другие детали прялки и постепенно дорогостоящая резьба была заменена раскрашиванием (росписью).

    С тех пор конь в городецкой росписи всегда черный .

    Городецкий конь, так же как и птица, острохарактерен по форме и цвету. Весь конь - черный с белыми оживками, седло и сбруя - красные. У коня гибкая линия шеи и груди (и, заметьте, точно такая же, как у птицы!), округлый круп, пышный хвост и очень тонкие ноги. Причем, тонкие они только ниже колен.

    Одна задняя нога крючком подогнута под животом, а одна передняя - круто согнута в коленке перед грудью.


    Городецкие мастера коня пишут в два этапа: подмалевок и оживки. Вам я советую вначале нанести контур коня, затем закрасить седло и сбрую красной краской (рис. 2а), потом - коня - черной (рис. 2б), а затем белой краской сделать оживки с помощью точек, штрихов, капелек (рис. 2в).



    Капелька на коне делается так: кончиком художественной кисти, которую надо держать отвесно, быстро проведите тонкую упругую линию и в конце ее, слегка наклоняя кисть, примакиваете капельку. Капелькой делают оживки на груди и крупе коня, и от такой оживки конь становится как бы блестящим и гладким; «сытым», как говорят крестьяне. И это означало не то, что конь хорошенько поел, а то, что он в хорошей форме, округлый и тонкий одновременно, красивый и холеный.

    Городецкие кони бывают двух видов, они отличаются только гривами, во всем прочем они всегда одинаковы, кроме мелких незначительных деталей.


    Цветы являются непременной частью любой городецкой работы.

    Для хорошего овладения городецкой росписью достаточно уметь рисовать всего четыре цветка. Впоследствии будет рассказано особо еще об одном цветке, самом красивом, но без которого прекрасно можно обойтись, не в ущерб качеству росписи.

    Итак, поучимся сперва изображать всего четыре цветка. Они рисуются в три этапа:

    • подмалевок;
    • наведение лепестков;
    • оживки.
    Новичкам, я считаю, целесообразно начинать рисование этих цветков сразу со второго этапа.

    Итак, приготовьте бумагу, карандаш, одну художественную кисть и пока лишь одну краску из набора гуаши - краплак. И с Богом!

    Нарисуем карандашом на листе бумаги в ряд четыре кружочка: первый - поменьше, остальные одинаковые (см. рис. 3).


    С помощью кисти и вишневой краски (краплак) нарисуем в каждом из этих кружочков круглое цветное пятно; на двух первых - сбоку, а на двух других - посередине (рис. 3). Давайте для удобства в дальнейшем называть это пятнышко носиком. Теперь дорисуем эти четыре цветка той же краской (краплак).

    На первом кружочке рисуем дугу . Для этого, держа кисть в пальцах отвесно (перпендикулярно листу бумаги), начинаем наводить дугу вначале лишь слегка прикасаясь к бумаге кончиком кисти, потом делаем сильный нажим на кисть (при этом кисть оставляет широкий плавный след) и завершаем дугу опять тонкой линией. Получается красивая дуга в форме молодого месяца (рис. 3а).

    На втором кружочке рисуем такую же дугу, но теперь не по краю, а внутри кружочка. А по краю его - округлые лепестки по форме в точности такие же, как и дуга, только меньшего размера. Получился цветок чем-то напоминающий розу (рис.3б).

    На третьем круге лепестки нарисуем по краю окружности (рис. 3в).

    На четвертом круге дорисовываем капельки методом примакивания. Они располагаются по радиусу вокруг носика, нарисованного в центре (рис. 3г).

    Вот теперь сравните свои цветочки с теми, что на рисунке... И если они похожи, поздравляю вас от всего сердца: вы справились едва ли не с самой сложной частью городецкой росписи!

    Конечно, цветы всегда рисуют на цветных кружочках, но на первых порах цвет вас будет только отвлекать от правильного «написания» этих очень важных элементов росписи.

    Если получились цветы не очень хорошие, потренируйтесь, пока не научитесь рисовать их с легкостью.

    Следите, чтобы все дуги были округлы и выпуклы, как надутые ветром паруса, чтобы носики у третьего и четвертого цветков были достаточно крупные (не меньше, чем в 1/3 диаметра круга, в котором они размещены).

    Теперь договоримся о терминологии. Удобнее будет дать название этим четырем цветкам:

    • бутон (рис. 3а);
    • роза (рис. 3б);
    • розан (рис. 3в);
    • ромашка (рис. 3г).
    Предупреждаю, что в других источниках эти же цветы могут быть названы по другому. Но мы начинали осваивать городецкую роспись до появления каких-либо методик, а когда я с детьми поехала в Городец и на фабрике «Городецкая роспись» спросила у мастериц-художниц, как они называют эти цветы, выяснилось, что они их не называют никак. Одна художница так и сказала: «А че их называть? Я их рисую и все».

    И пришлось нам самим назвать эти цветы. Поэтому вы можете их назвать так же, как называем их мы в своем рабочем коллективе, или переименовать по-своему. Согласитесь, что это не существенно. Как в народе говорят: «Хоть горшком назови, только в печь не сажай».

    Второй этап (наведение лепестков) мы уже, я надеюсь, освоили, а теперь начнем с первого этапа (подмалевка).

    Поговорим о том, какого цвета будут цветы, которые мы научились рисовать.

    Пока мы будем все цветы рисовать только розовыми и голубыми. Розовых цветков в росписи много, а голубых - мало. Их может быть не больше одной четверти от общего количества цветков, или еще меньше, или даже вовсе может не быть в городецкой росписи. Но об этом будет рассказано во второй части этого пособия.

    Так вот что интересно: городецкие цветы всегда рисуются на цветных кружочках. Когда начинают расписывать работу, вначале рисуют только цветные кружочки (это, собственно, и есть подмалевок). Почему же так? Неужели без кружочков не могли бы сделать городецкую роспись даже большие мастера?

    Смогли бы, конечно. Но такова традиция.

    Видите, до чего простодушна и бесхитростна эта крестьянская роспись, что в ней не делается никакого секрета из способа рисования их роскошных цветков и даже на работах прославленных мастеров Городца эти четыре цветка всегда рисуют на цветных кружочках. Вот оказывается, чтобы создавать немыслимо пышные и красивые городецкие композиции, достаточно уметь изображать всего четыре цветка, о которых здесь рассказано, а впечатление об огромном количестве этих цветков создается только благодаря их окраске - красные, розовые, голубые, синие, охристые, коричневые, вишневые и даже черные.

    Не бывают цветы только оранжевыми, желтыми и фиолетовыми.

    Итак, снова рисуем те же четыре кружочка, с которых мы начинали учиться изображать городецкие цветы.

    Любой из четырех кружков закрасим голубым разбелом, а остальные три - розовым разбелом.

    Теперь на этих подмалевках нарисуем те же цветы, что и на рисунке 3.

    Советую эти цветы очень старательно зарисовать в своем альбоме - они войдут в ваш атлас городецких элементов. Обратите внимание на то, что на голубом кружочке лепестки и носик цветка наводим кобальтом синим, а розовые подмалевки расписываем красной краской .

    Вот так же и вы будете расписывать: ярко-синим по голубому и красным по розовому.

    Теперь перейдем к третьему этапу: осталось на цветах сделать оживки. Оживки на цветах делают белой краской с помощью художественной кисточки N2 и N3.

    Кончик кисти осторожно обмакивают в белую гуашь и украшают цветки точками и упругими штрихами.

    Первым делом ставят белую точку в центре всех носиков, потом окантовывают точками носики у розанов и ромашек, а носики бутона и розы обводят белой дугой (как рисуется такая дуга, уже объяснялось).

    А затем совсем уж изящными штрихами заканчивают оживки на розе (те, которые расположены по «меридианам»).

    Все! Цветы мы научились писать! Мой вам совет - делать оживки на цветах только такие, какие указаны на рисунке.

    Это - традиция. А традицию надо уважать .


    Городецкие цветы всегда окружены множеством листьев. Городецкий листок прост и незатейлив по форме: контуром он напоминает семечко тыквы, но эффектность роскошных городецких гирлянд во многом зависит именно от листочков.

    Листья закрашивают городецкой зеленой краской.

    Если сравнить старинные городецкие росписи с современными, то увидим большую разницу в мастерстве исполнения: мастера нашего времени очень преуспели в виртуозности написания элементов городецкой росписи, а вот форма листочков изменилась мало. Правда, их стали изображать как бы «задом наперед»: прежде они были обращены к цветам широким концом, а теперь наоборот - узким. Я думаю, что это связано с тем, что прежде листочки свободно «витали» вблизи цветов, а теперь в современной росписи, листья компонуются группами в форме веера, а это можно сделать, только сильно утончив один конец листа.

    Уже упоминалось, что проще изобразить городецкий листок в виде тыквенного семечка. А вот более сложный листок советую написать так: проведите кистью плавную дугу и соедините концы этой дуги «синусоидой», следя за тем, чтобы листок с одного конца оставался широким (см. рис. 4).


    Все листочки с одного бока дугообразные, это - принципиально важная деталь, потому что оживки на листьях проводят черной дугой именно по этому краю листа. Следите за тем, чтобы листочки ни в коем случае не были извилистыми. Они всегда широки, округлы и упруго растопырены.

    Вот теперь, когда, надеюсь, у вас получился правильный контур листка, закрасьте его городецкой зеленой краской, это - подмалевок листа. Листья изображаются в два приема: первый - подмалевок, второй - оживки. Оживки договоримся делать пока только черной краской. Тонкой художественной кистью (N1) черной гуашью сделайте дугообразные оживки на листьях.

    Такие листочки с сильно «оттянутым» кончиком, хорошо компонуются в группы по несколько штук вместе (из одной точки) (см. рис.5).


    Заметьте - листочки в городецкой росписи никогда не «прикрепляются» ни к какой ветке, да и «веток»-то никаких в росписи не должно быть.

    Рассмотрите на рис. 5 композиции из листьев и нарисуйте их вместе с оживками в свой альбом.


    Чтобы создавать красивые городецкие композиции, достаточно научиться рисовать всего четыре цветка, изображенные на этой странице.


    Птица в городской росписи - символ счастья. У неё толстый животик, нитевидные ножки и клюв, и пышный хвост в виде крыла бабочки.


    Цветы - символ здоровья и процветания в делах. Самая распространенная композиция из цветов и листьев. Вам предлагается раскрасить эти две гирлянды самостоятельно.

    Не забывайте, что цветы непременно рисуют на цветных кружочках



    Закончив роспись, работу непременно надо обвести красной рамкой.


    Небольшие «пустые» пространства на городецком изделии заполняются композициями из одного - двух цветков с листьями.


    Варианты компоновки двух цветков


    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


    Подписи к слайдам:

    городецкая роспись НОД по изобразительному искусству в старшей группе Подготовила воспитатель Карпова Елена Васильевна.

    Родина городецкой живописи, а точнее, росписи по дереву- старинный волжский город. И в Городце и во многих окрестных деревнях, прильнувших к речке Узоле, мастеровые люди издавна славились умением плести деревянное кружево. Богатейшая резьба украшала избы-ладные да высокие, прялки, посуду, игрушки.

    Эскизы росписи «Свидание» Эскизы росписи «Свадьба»

    Детская мебель

    Конь -качалка

    Никогда ни с кем не спутаешь вороного городецкого чудо-коня, изображенного всегда в профиль с поджатой крючком ногой, с лебединой выгнутой шеей. А цветы? Городецкие розаны - их там называют купавками --- фантастической окраски и такой живой упругости, что кажется, бутоны вот-вот лопнут, раскроются…

    подмалёвок оттенёвка разживка

    подмалёвок оттенёвка разживка

    Варианты выполнения мотива «купавка»

    Варианты выполнения мотива «листок» подмалёвок оттенёвка разживка

    Работы детей

    Работы детей

    Предварительный просмотр:

    Конспект непосредственной образовательной деятельности по изобразительному искусству в старшей группе.

    Подготовила : Карпова Елена Васильевна.

    Воспитатель муниципального казённого

    Дошкольного образовательного учреждения

    Детского сада № 13 комбинированного вида

    Г. Усть – Катав. Челябинская область.

    Тема: «Городецкая роспись ».

    Цель : Познакомить с типами цветочного орнамента.

    Познакомить с историей возникновения Городецкого

    Промысла.

    Научить писать элементы росписи: цветок (розан,купавка) листок.

    Задачи: Развивать интерес и любовь к народному искусству.

    Закреплять умение строить композицию рисунка

    Учить выделять яркий народный колорит, композицию узора, точки,

    Чёрточки, оживки, рисовать элементы кистью.

    Развивать эстетическое восприятие, чувство прекрасного.

    Материалы : листы ФА 4, карандаш, гуашь, кисть «белка»№5, №1, баночка с водой, салфетка, шаблоны посуды.

    Ход занятия. (слайд 1 )

    1. Организационный момент.

    Ребята посмотрите на эти деревянные расписанные изделия.

    Это городецкая роспись.

    Городецкая роспись, как её нам не знать.

    Здесь и жаркие кони, молодецкая стать.

    Здесь такие букеты, что нельзя описать.

    Здесь такие сюжеты, что не в сказке сказать.

    Жёлтый вечер, чёрный конь и купавки как огонь.

    Птицы смотрят из ларца.

    Чудо роспись Городца.

    1. Основная часть.

    Изложение новой темы.

    На берегу Волги, раскинулся древний город Городец –древнейший русский город - крепость. (слайд 2)

    Здесь давным – давно люди начали делать посуду из дерева и расписывать различными узорами.

    Кто-то вырезал ложки, чашки, миски, солонцы, поставцы точили на токарном станке . (слайд 3, 4)

    Кто-то изготавливал орудия труда для прядения и ткачества.

    Был промысел прялок (слайд 5)

    Поверхность донца прялки делилась на ярусы. В верхней части донца воссоздаётся главный сюжет. Это могли быть сцены застолья, гуляний изображались поездки и выезды.

    Второй ярус разделял верхний и нижний ярусы - поясок. Там рисовали гирлянды цветов или крупный цветок с расходящимися от него листьями.

    Существовали и другие варианты, орнаментальная полоса изображалась с мотивами птиц и кошек.

    В нижней части изображались сцены сражения – это были целые картины . (слайд 6).

    В то же время была фабрика фабрика по изготовлению детской мебели и других предметов быта:

    детские стулья, столы,(слайд 7) , конь – качалка, (слайд 8)

    шкатулки, чашки (слайд 9)

    разделочные доски,блюда, хлебницы (слайд 10 )

    В настоящее время в качестве фона используют естественный жёлтоватый цвет дерева . (Слайд 11,12)

    Ребята скажите мне, какие цвета в росписи используют городецкие мастера? Фон жёлтый – цвет дерева.

    Цвета в узоре не многочисленны, но в очень ярких сочетаниях – красный, синий, зелёный, оранжевый насыщенного тона и его оттенки. Белый и чёрный цвета в росписи имеют особое значение.

    Эти 2 цвета обладают свойством оказывать влияние на звучность красок и способствовать благоприятному их сочетанию.

    Ребята, а какие элементы в росписи используют мастера?

    Ответы детей (розан, купавка, ягодка, листья, лошадка, птицы).

    Существует несколько видов композиций

    1.Цветочная роспись

    2.Цветочная роспись с включением мотивов конь и птица

    (слайд 13,14).

    Давайте рассмотрим этапы росписи розана (слайд 15).

    Первый этап росписи – подмалёвок. Берётся один цвет и прорисовывается расположение основных элементов узора, (цветы). Так все цветы в своей основе имеют круг, по краю которого рисуются лепестки.

    Второй этап – оттенёвка.

    Мазками другого цвета рисуются полудуги создающие впечатление лепестков сказочного цвета.

    Когда вся композиция намечена

    Третий этап – оживка.

    Расписываются мелкие детали: точки окаймляющие центр цветка, края лепестков, прожилки на листочках и так д. Разживка выполняется белым и чёрным цветом.

    Физминутка

    Спал цветок и вдруг проснулся.

    Спать не захотел:

    Шевельнулся, потянулся,

    Взвился вверх и полетел.

    Солнце утром лишь проснётся,

    Бабочка кружит и вьётся.

    1. Практическая работа.

    Сегодня мы научимся выполнять элементы цветочной росписи. На экране вы видите образцы написания элементов росписи, их поэтапное выполнение:

    Цветок - «Купавка» (слайд 16).

    Варианты выполнения мотива «купавка» (слайд 17).

    «Листок» и варианты его выполнения. (слайд 18).

    У вас на столе лежат шаблоны посуды городецкого промысла, заранее покрашенные в жёлтый цвет.

    Каждый цветок выполняется двумя разными оттенками одного цвета. Берём розовый цвет и рисуем подмалёвок – круг в центре нашей работы. Затем красным цветом рисуем скобки вокруг подмалёвка.

    Нарисуем ещё и купавки и ягодки по краям нашего розана а так же зелёные листья, создавая композицию.Выбираем цвет самостоятельно. Можно взять голубой или синий. Заключительный этап росписи - нанесём белую и чёрную краску в виде точек, капелек, завитков тонкой кистью, выполним последний этап «оживка».