• Экологические группы птиц по типу питания. Экология птиц Экологические группы птиц форме клюва

    Одна из самых многочисленных групп птиц — лесные птицы. Некоторые из них, на-пример куриные (тетерева, глухари, рябчики), гнез-дятся и большей частью кормятся на земле. Они разгребают лесную подстилку и выбирают из неё на-секомых, червей, семена растений . В связи с этим у них сформировались сильные ноги, вооружённые круп-ными когтями. Коротким, несколько загнутым вниз клювом куриные скусывают ягоды, почки, шишки, хвою с деревьев и кустарников. В случае опасности они способны быстро вертикально взлетать. Поэтому крылья у них сравнительно короткие и широкие.

    В кронах деревьев обитают мелкие насеко-моядные птицы — синицы, пищухи, король-ки . С помощью острого клюва они достают на-секомых из шишек, трещин коры. Цепкие пальцы позволяют им держаться на ветках.

    Среди лесных птиц распространены и хищные. Ястребы (перепелятник и тетеревят-ник) — дневные хищники. У них крючковид-ный клюв, мощные ноги с острыми загнуты-ми когтями. Короткие закруглённые крылья и длинный хвост помогают лавировать среди де-ревьев. Совы — ночные хищники. Хорошо ориентироваться в полной темноте им позволя-ют отличное зрение и острый слух. Питаясь мышевидными грызунами , мелкими птицами, хищные птицы регулируют их численность в лесной экосистеме .

    Во внешнем строении дятла имеются приспособления к обитанию на стволах деревьев. Долотообразным клювом дя-тел раздалбливает повреждённую личинками кору и древесину. Затем тонким и зазубренным на кон-це языком достаёт насекомых . В зимнее время дя-тел питается семенами хвойных растений. На ство-ле дерева дятла удерживают цепкие пальцы (два из них направлены вперёд, а два — назад) и упругие перья хвоста.

    Птицы, живущие на открытых пространствах (журавль-красавка , дрофа, страусы) , обычно имеют хорошее зрение, длинные ноги и шею.

    Самые крупные птицы открытых прост-ранств — африканские страусы . У страу-сов на грудине отсутствует киль. Они не умеют летать. Крыльями страусы пользуются как парусом при попутном ветре и рулём при резких по-воротах.

    В степях, полях, лугах охотятся хищные птицы — орлы, коршуны, луни, соколы . Они высматривают до-бычу с большой высоты и стреми-тельно на неё пикируют. Крупные хищные птицы малочисленны и не наносят значительного вреда другим видам, уничтожая в первую оче-редь больных и ослабленных животных. Птицы, питающиеся трупами животных , являются са-нитарами в экосистемах. Материал с сайта

    Водоплавающие пти-цы (например, гуси, утки, лебеди, гаги) имеют корот-кие ноги с плавательными перепонками. Широкий клюв усажен по краю роговыми пластинками. Он поз-воляет процеживать ил и удерживать пойманную добы-чу, а также дробить моллюсков . Перьевой покров водо-непроницаем, облегчает птицам плавание и ныряние.

    Цапли и аисты живут на мелководье. Они могут часами стоять в воде, вылав-ливая лягушек и рыб . В связи с таким образом жизни в процессе эволюции у них сфор-мировались длинные ноги, шея, клюв.

    Обширный класс Птицы представлен тысячами видов, которые приспособились к разным условиям окружающей среды. Пернатые освоили леса, луга, горы, болота, научились строить сложные гнёзда и добывать различную пищу. В зависимости от места проживания и поведения выделяют экологические группы птиц.

    По месту обитания

    Птицы, относящиеся к разным семействам и видам, под влиянием окружающей среды выработали схожие признаки. В таблице описаны особенности экологических групп по месту обитания.

    Рис. 1. Водно-воздушные птицы.

    Таблица «Экологические группы птиц»

    Группа

    Описание

    Морфология

    Питание

    Лесные - сова, дятел, глухари, дрозд, кукушка

    Хищные, насекомоядные, растительноядные, всеядные птицы. Обитают во всех ярусах леса - на деревьях, кустарниках, в травах

    Небольшой размер тела;

    Короткие широкие крылья;

    Длинный хвост;

    Короткий острый клюв;

    Цепкие лапы

    Семена, ягоды, орехи, шишки, гусеницы, мелкие грызуны, ящерицы

    Открытых воздушных пространств - ласточка, стриж, мухоловка

    Активны в воздухе. Питаются на лету. Гнездятся в лесу, парках, в городе

    Небольшое тело;

    Короткие лапы;

    Развитые грудные мышцы;

    Удлинённые крылья и хвост;

    Небольшой, широко раскрывающийся клюв

    Насекомые

    Водоплавающие - утки, лебеди, гуси

    Питание и гнездование связано с пресными водоёмами - реками, озёрами, прудами. Гнездятся на суше. Хорошо ныряют и плавают

    Широкое туловище с облегающим оперением;

    Широко расставленные ноги;

    Перепончатые стопы;

    Обильный пух;

    Толстый подкожный жир;

    Копчиковые железы обильно выделяют водоотталкивающий секрет;

    Плоский клюв с цедильным аппаратом (поперечными пластинками)

    Черви, моллюски, водоросли, рачки

    Водно-воздушные - крачки, чайки, баклан, чомга, пеликан, альбатрос

    Связаны с водой, но большую часть жизни проводят в воздухе. Хорошо летают. Могут находиться на волнах, но плохо плавают. Ныряют с воздуха

    Широкий размах крыльев;

    Плотное обтекаемое тело;

    Короткие или отсутствующие перепонки;

    Мощный вытянутый клюв, иногда загнут вниз

    Рыба, рачки, крабы, моллюски

    Степные и пустынные - страусы, журавль-красавка, дрофа

    Летающие и нелетающие птицы. Быстро бегают, имеют отменное зрение и слух. Летающие птицы преодолевают большие расстояния. Гнездятся на земле в примитивных гнёздах. Некоторые виды являются падальщиками и хищниками

    Маскировочная окраска;

    Сильные длинные ноги;

    Вытянутая шея;

    Мощный клюв

    Всеядные

    Птицы болот и прибрежий - аист, цапля, кулик, фламинго

    Питаются на заболоченной местности. Хорошо летают. Гнездятся на суше.

    Тело плотное, смещено вниз;

    Длинные ноги без перепонок;

    Вытянутый острый клюв или клюв-цедилка;

    Высокая шея

    Земноводные, рачки, рыба

    Луговые и полевые - чибис, трясогузка, коростель, перепела, дубровник, полевой жаворонок, ястреб, луговой лунь

    Небольшие или средние птицы. Гнездятся на земле. Встречаются хищные птицы с загнутым клювом, отличным зрением, быстрым полётом

    Небольшая голова;

    Крупное вытянутое туловище;

    Короткие и широкие крылья;

    Вытянутый и короткий клюв;

    Маскировочная окраска

    Насекомые, ящерицы, мелкие грызуны, семена, ягоды

    Рис. 2. Коростель.

    Пингвины активны под водой и выделяются в отдельную группу ныряльщиков. Имеют вытянутое тело со смещённым вниз центром тяжести, острый клюв. Не умеют летать. Питаются рыбой.

    По месту гнездования

    Выделяют пять групп:

    • кроногнёздные - на деревьях (иволга);
    • кустарниковые - на кустарниках (малиновка);
    • наземные - на земле (овсянка);
    • дуплогнёздные - в дуплах (пищуха);
    • норники - под землёй (береговые ласточки).

    Рис. 3. Гнёзда береговых ласточек.

    Некоторые виды, (кайра, козодой, сова) откладывают яйца на голые скалы или в дупла без постройки гнёзд.

    Что мы узнали?

    Из статьи 7 класса биологии мы узнали об основных экологических группах по месту обитания и гнездования. Группы птиц в зависимости от условий обитания имеют схожие признаки, помогающие им выживать (маскировка в траве, водоотталкивающая смазка в воде, отличное зрение на открытых пространствах).

    Тест по теме

    Оценка доклада

    Средняя оценка: 4.4 . Всего получено оценок: 113.

    Цель: изучить экологические группы птиц, систематизировать знания учащихся о многообразии птиц.

    Задачи:

    • расширить знания учащихся о многообразии птиц, раскрыть особенности строения, жизнедеятельности птиц разных экологических групп (птицы водоемов, болотные, дневные хищники, ночные хищники, или совы);
    • продолжить формирование умений узнавать изученных животных, обосновывать принадлежность видов к той или иной экологической группе, определять их роль в природных сообществах, развитие познавательного интереса, развитие устной речи, развитие памяти;
    • продолжить формирование навыков работы с дополнительной литературой, работы в группах, парах, самостоятельно, формировать экологическое мышление и культуру.

    РСТИЖ, НГВИПИН, ТУКА, ДЕЛЬБЕ, РОДФА, СУРАТС, СЬУГ, СЦАИНИ.

    Что общего у этих птиц? В чем различие?

    2. Перечислите признаки класса птиц. Проверяем ответы учащихся:

    1. Тело покрыто перьями.
    2. Передние конечности превращены в крылья.
    3. Клюв без зубов.
    4. Быстрое пищеварение.
    5. Облегченный скелет (полости в костях).
    6. Теплокровность.
    7. Особое дыхание (воздушные мешки).
    8. Есть киль.

    Какой вывод можно сделать: благодаря этим приспособлениям птицы способны летать .

    3. Проблема:

    • Все ли птицы летают? Какие способы передвижения птиц?
    • Где место обитания?
    • Как далеко летят?

    А это значит, что птиц много и по различным признакам они образуют группы, которые живут в определенном месте окружающей среды., т.е. в экологической среде, следовательно мы сегодня будем говорить об экологических группах птиц.

    Что же мы сегодня должны узнать? (Деление птиц на группы, характерные признаки разных экологических групп). Запись на доске.

    Тема урока: Экологические группы птиц.

    III. Актуализация знаний.

    1. Поиск решения:

    – На какие группы можно разделить птиц в зависимости от строения и характера жизнедеятельности?

    А какие главные отличия вы бы выделили у них? (Бегают, плавают, летают)

    Назовите к какому виду они относятся по способу передвижения

    Экологические группы по типу передвижения: летающих, плавающих и бегающих птиц

    Вывод: Все птицы делятся на три группы: бегающие, плавающие и летающие.

    Деление учащихся на группы – встаем в круг, физкульт – пауза, учитель делит учащихся по порядку на шишки, желуди, орехи, апельсины – 4 группы

    2. В процессе эволюции птицы приспособились к разнообразным условиям существования и дали начало большому разнообразию птиц. В зависимости от строения и жизнедеятельности птицы делятся на группы.

    Прочитайте текст на стр. ___–___ и заполните таблицу. Время 4 минуты.

    Экологические типы птиц.

    Работа с таблицей. Задание в конверте (разрезанные квадраты с характерными признаками)

    Экологическая группа Представители Признаки
    Описание крыльев Масса и размер тела Описание оперения
    Птицы степей и пустынь Страус, дрофа, цесарка Крылья малы и слабы, без маховых перьев, Птицы средних или крупных размеров Перьевой покров рыхлый.
    Болотные Цапля, аист, выпь Хорошо развиты, большие, широкие. Мелкие, средние, крупные. Перьевой покров рыхлый, небольшое количество пуховых перьев.
    Птицы водоемов и побережий Гага, лебедь, баклан, чомга, кряква, гусь Хорошо развиты. Средние и крупные, но меньше, чем наземные. Пуховых перьев нет. У всех перья жесткие, плотные, налегают друг на друга. Могут смазывать выделениями копчиковой железы.
    Птицы леса Дятел, сова, глухарь Широкие, хорошо развиты, приспособлены к лазанью по деревьям Средние и мелкие Разнообразное (жесткое, мягкое)
    Дневные хищники Ястреб, скопа, сокол, орел. Сильные крылья, Крупные, средние, мощные папы, снабженные острыми, в виде крючков, когтями. Крупные перья, на ногах оперенье
    Ночные хищники Сова, серая неясыть, филин. Мягкие маховые перья покрыты ворсинками – приспособление к бесшумному полету Крупные, средние Оперенье мягкое, обильное, на ногах оперенье
    Наземные килегрудые птицы Крылья короткие, не совершают перелетов. Округлое плотное тело Оперенье сплошное, расположено плотно, имеются маховые и рулевые крылья
    Пингвины Хохлатый пингвин, пингвин Адели, Крылья превратились в ласты, лапы с плавательными перепонками Тело напоминает подводную лодку. Перья мелкие, плотные, перекрывают друг

    Наклейте на лист соответствующие надписи.

    Географическое распространение птиц исключительно широко, птицы приспособились к самым разнообразным местам обитания и заселяют всю поверхность планеты. Больше всего птиц, 80%, обитают в тропиках.

    Вывод: Птицы делятся на экологические группы по месту обитания.

    3. В зависимости от времен года в жизни птиц происходят изменения. Размножение, перелеты. Почему одни птицы улетают в теплые края, другие остаются, а третьи кочуют? Откройте учебник на стр. ___ (2–4 абзацы и стр. ___. 1 абзац). Прочитайте. Рассмотрите эти группы и дайте им характеристику. Время 3 минуты.

    Вывод: птицы делятся на перелетных, кочующих и оседлых в зависимости от времен года.

    IV. Выражение решения.

    Доклад учащихся о миграции птиц с использованием ЦОР.

    V. Закрепление.

    Определите по фото, какие птицы изображены на рисунках.

    VI. Контроль знаний.

      Характерные признаки бегающих птиц:
      А – перья на крыльях рыхлые, мягкие.
      Б – заостренные крылья
      В – короткие ноги
      Г – хорошо развит киль

      Характерные признаки плавающих птиц:
      А – грудная кость без киля
      Б – хорошо развиты ноги
      В – заостренные крылья
      Г – короткие ноги, находятся на заднем конце туловища

      Характерные признаки летающих птиц:
      А – перья на крыльях рыхлые
      Б – хорошо развит киль
      В – киль отсутствует
      Г – крылья превращены в ласты

      Широкий клюв, с расположенными по бокам “зубчиками”:
      А – птиц открытых пространств
      Б – лесных птиц
      В – кочующих птиц
      Г – птиц водно-болотных угодий

      Птицы водно-болотных угодий:
      А – фламинго.
      Б – кукушка.
      В – орел
      Г – дятел

    VI. Если останется время, есть еще два задания – ЦОР 7 класс.

    VII. Рефлексия.

    1. Составить «Синквейн»

    1. Существительное – «Птицы»
    2. два прилагательных
    3. три глагола
    4. Фраза состоящая из 4-5 слов.
    5. Эмоциональная точка-слово, выражающее отношение автора к теме обсуждения

    2. 23, 23а программа интерактивной доски.

    VIII. Домашнее задание.

    Кто получил

    • “5” – составят книжки-малышки-загадки о птицах разных экологических групп.
    • “4” – составляют кроссворд.
    • “3” – внимательно прочитать учебный материал на стр. ___ и ответить на вопросы на стр. ___

    По этому признаку выделяют четыре группы. Представители каждой из них питаются определённым видом пищи:

    Насекомоядные птицы (например синицы или пищухи) имеют тонкие заострённые клювы благодаря которым могут стаскивать свою добычу с листьев или вынимать из тонких щелей.

    Растительноядные птицы, в том числе зерноядные (например зеленушки) имеют мощный клюв благодаря которому могут проламывать плотные оболочки плодов. А острые концы клюва помогают ми вытаскивать семена из шишек различных деревьев.

    Хищные птицы (например орёл) питаются питаются различными мелкими птицами. У них сильные ноги с мощными когтями, благодаря которым они схватывают добычу.

    Всеядные птицы (например сорока) имеют конусовидный клюв который помогает им питаться различными видами пищи.

    Насекомоядные синицы, пищухи, корольки, пеночки имеют тонкие заостренные клювы, позволяющие доставать насекомых из расщелин коры, схватывать их с листьев, доставать из чешуек шишек. Острые коготки и длинные пальцы позволяют этим птицам удерживаться на ветках.

    Своеобразная группа птиц, добывающих корм в воздухе, – ласточки и стрижи. Они почти всю жизнь проводят в воздухе, с утра до вечера добывая насекомых. У них длинные серповидно загнутые крылья. Клюв небольшой, а разрез рта огромный, углы рта заходят за глаза. Широко раскрытым ртом они ловят летающих насекомых, при этом размеры ротовой воронки увеличивают щетинки, расположенные по углам рта. В хорошую сухую погоду насекомые поднимаются высоко над землей, а когда влажность воздуха повышается, крылья насекомых намокают, они летают низко над землей. Ласточки и стрижи следуют за ними, поэтому по полету ласточек и стрижей предсказывают приближение дождя.

    Зерноядные птицы – зеленушки, щуры, дубоносы. Они обладают мощным клювом, которым раскалывают плотные оболочки плодов. Так дубонос успешно разламывает крепкие плоды черемухи и вишни. Острые концы перекрещивающегося клюва клестов позволяют им ловко извлекать семена из шишек сосны и ели.

    Общими признаками обладают хищники. У них крупные сильные ноги, вооруженные острыми когтями, крючкообразно загнутый клюв. Такими признаками обладают дневные хищные птицы, совы и даже сорокопуты, относящиеся к певчим птицам. Добычей многих хищников служат мелкие зверьки, которых они высматривают с большой высоты, летая над полями. Другие хищники ловят небольших птиц, питаются рыбой, крупными насекомыми. Хищные птицы прекрасно летают, среди них есть долго парящие, например канюки, орлы и грифы. Соколы преследуют добычу в воздухе, а затем, пикируя на нее, могут развивать скорость до 300 км/ч. У них острые серповидно изогнутые крылья, обеспечивающие быстрый полет.