• Как самостоятельно продать квартиру без посредников: пошаговая инструкция

    Самостоятельная продажа квартиры - для кого покажется делом трудоемким и рискованным. Однако не стоит этого бояться, тем более что агентства все равно не несут ответственности за покупателя. Вы сможете сами видеть все этапы продажи недвижимости и сэкономите приличную сумму денег.

    Статья поможет разобраться в юридической стороне вопроса и даст подсказки, каких подводных камней стоит остерегаться, какие документы нужно собрать, как найти покупателя и к какому юристу лучше обратиться.

    Чтобы быть юридически подкованным в этом вопросе, не помешает прочесть законы об этой сделки. (Федеральный закон 122-ФЗ, статьи Гражданского кодекса РФ №№ 550, 555, 554, 420, 421 и прочие).

    Основные шаги:

    1. Сбор всей документации;
    2. Поиск покупателя;
    3. Оформление договора купли-продажи (предварительного);
    4. Сделка по передаче денег;
    5. Составление окончательного договора;
    6. Регистрация прав собственности в Росреестре.

    Сбор документов

    Это самый ответственный момент. Он влияет на быстроту продажи и юридическую чистоту купли-продажи.

    В регистрирующем центре выясните все требования по заполнению бланков документа. Чтобы не пришлось в последний момент переписывать документ, и терять время или даже покупателя.

    Если сомневаетесь в своих силах – получите консультацию у юриста. Специалисты составят вам полный список нужных документов.

    Перечень документов:

    1. Документ, подтверждающий, что вы являетесь владельцем жилья. Это может быть свидетельство о регистрации права на недвижимость;
    2. Паспорта всех собственников квартиры. В случае если есть несовершеннолетние собственники – свидетельство о рождении;
    3. Технический или . Его можно взять в БТИ. Срок действия 5 лет, поэтому если он у вас просрочен, то необходимо заранее позаботиться о вызове инспектора БТИ. Если в помещении есть неузаконенные перепланировки, их необходимо оформить. Помните, что обновление паспорта занимает 2 недели минимум;
    4. Свидетельство о браке;
    5. Согласие мужа (жены) на продажу, заверенное у нотариуса. Но если по решению суда недвижимость – не совместно нажитое имущество, то согласие не нужно. Оно также не требуется, если имущество перешло одному из супругов по наследству;
    6. Если собственник квартиры не достиг совершеннолетия, то необходимо разрешение от органов опеки и попечительства;
    7. . В ней должны быть сведения обо всех прописанных людях. Не берите её заранее, так как она имеет срок действия 1 месяц. Начать её оформлять можно, когда уже есть покупатель и имеются все другие необходимые документы;
    8. Справка, подтверждающая отсутствие долгов по коммунальным платежам;
    9. Если квартира была в долевой собственности, то потребуется отказ совладельцев.

    Хорошо проверяйте правильность и достоверность документов. Сведения в документации должны быть написаны разборчиво, не допускаются вычеркивания, помарки, повторный обвод букв.

    Продажа доли

    Даже опытные риелторы называют сделку по продаже доли в квартире самой сложной процедурой. Но давайте разберемся в этом вопросе по порядку.

    Это та же самая продажа недвижимости, только речь идет о части квартиры. Трудности возникают из-за того, что не всегда можно установить точные границы где начинается доля того или иного владельца.

    Как найти покупателя

    Перед подачей объявления необходимо самостоятельно оценить стоимость недвижимости. Для этого нужно изучить рынок недвижимости в своем регионе.

    В современный век информатизации нахождения покупателя не составит труда. Есть множество сайтов в интернете, где можно поместить объявление о продаже без посредников.

    Предварительно сделайте несколько качественных фотографий (чем больше, тем лучше). Сфотографируйте все комнаты, туалет и ванную. Сделайте снимки не только внутри, но и снаружи здания. Покупателям нравится, когда все показано как на ладони. Это значит, что вы ничего не скрываете.

    Подробно опишите не только квартиру, но и инфраструктуру (сады, школы, остановки, парки, места парковки).

    Следите за объявлениями, чтобы они не затерялись во множестве других. Обновляйте его по мере необходимости. Если имеются платные услуги по выделению объявления из прочих, не жадничайте и пользуйтесь ими. Это ускорит поиск покупателя.

    Позаботьтесь о приобретении новой сим-карты специально для объявлений. Дело в том, что как только вы заявите о продаже недвижимости, агенты начнут одолевать вас своими звонками в любое время дня и ночи.

    Способы расчета

    Расчеты за квартиру можно осуществлять непосредственно наличными деньгами или с помощью перевода средств на расчетный счет в банк.

    Наличный расчет

    Передача наличных денег довольно небезопасна .

    Во-первых, потому что сумма достаточно велика и пачки денег будут наверняка больших размеров, даже купюрами по 5000 рублей.

    Во-вторых, где гарантия того, что покупатель кристально чистый человек и не передал информацию о передаче суммы злоумышленникам.

    Банковская ячейка

    Меньше риска при использовании банковской депозитной ячейки.

    Эта процедура гарантирует, что продавец получит денежные средства за продажу квартиры, а покупатель осуществит право собственности на недвижимость.

    Продавец сможет открыть ячейку после окончательно оформленного договора купли-продажи и регистрации прав в Росреестре нового владельца.

    Плюсы данного метода расчета:

    • В банке имеется охрана с оружием и камеры видеонаблюдения;
    • Продавец может когда угодно забрать сумму денег, после подписания договора;
    • Можно в этом же банке открыть счет, и перевести средства из ячейки на него;
    • В ячейке можно хранить неограниченное количество денег.
    • В документах об аренде ячейки банка – нет конкретной суммы находящихся в ней денег. В суде при возникновении споров, эти документы не будут являться доказательством;
    • Для получения возможности открыть ячейку нужны определенные документы, но сотрудники банка не несут ответственности за подлинность этих документов .

    Аккредитив

    Можно воспользоваться аккредитивом. Это перевод денег на счет.

    Он стоит гораздо дороже, к тому же времени на оформления требует больше, чем ячейка.

    Безопасно и менее рискованно оформить получение денег после подписания договора. Не откладывайте этот процесс на потом, после регистрации прав нового жильца. Часто возникают такие ситуации, когда покупатели с документами о регистрации исчезают в неизвестном направлении. И тогда продавцу приходится приложить массу времени и сил по розыску мошенников.

    Составление предварительного документа купли-продажи

    Покупателю недвижимости нужен этот договор для бронирования жилплощади за собой.

    Бывают следующие предварительные документы купли-продажи:

    • Предварительный договор;
    • Соглашение о задатке;
    • Соглашение об авансе.

    Эти документы нужны, чтобы отразить все особенности и пункты основного договора сделки.

    Соглашение об авансе

    Аванс – это некое количество денег, которое покупатель передает продавцу, до подписания основного договора .

    Исходя из ст. 380 ГК РФ любые заранее переданные денежные средства признаются авансом, если эти средства ранее не числились как задаток.

    Если произошел факт срыва договора любой стороной, то продавец возвращает аванс.

    Соглашение о задатке

    Статья 380 ГК РФ указывает на то, что задаток деньги, которые одна сторона сделки передает другой в счет причитающихся с нее платежей по основному договору.

    Задаток является гарантом выполнения основного договора.

    Если покупатель срывает сделку с продавцом недвижимости, то ему задаток не возвращается .

    Если виновником расторжения сделки выступает продавец, то он должен выплатить покупателю сумму, равную двойному размеру суммы задатка .

    Предварительный договор купли-продажи квартиры

    Самый проверенный метод, гарантирующий выполнение договора.

    Если ознакомиться со статьёй 429 ГК РФ, то станет понятно, что предварительный договор возлагает обязательства на стороны. Они обязаны заключить в будущем основной договор.

    Если кто-то из участников сделки не желает заключать основной договор, то другая сторона обращается в суд с исковым требованием принудить сторону заключить его. При этом виновник оплачивает затраты на судебные тяжбы.

    Заключение основного договора

    Когда все документы на руках и дополнительные соглашения подписаны, нужно приступать к основному договору между сторонами.

    Документ дает право собственности на имущество. Его обязательно необходимо заверить у нотариуса.

    В регистрационной палате нужно пройти регистрацию и получить номер для договора.

    Договор купли-продажи состоит из условий продажи, обязанностей, прав сторон.

    Присутствие юриста при заключении необязательно, но желательно . Он поможет в дальнейшем избежать споров и конфликтов.

    В договоре указываются следующие моменты:

    1. Место, дата;
    2. Паспортные данные сторон договора;
    3. Адрес, продаваемой недвижимости;
    4. Описание жилья (этаж, площадь);
    5. Документы на право собственности и их регистрационные данные;
    6. Вид собственности (единоличная, долевая);
    7. Стоимость и порядок передачи средств за жилье;
    8. Срок и порядок передачи недвижимости покупателю;
    9. Оплата пошлины;
    10. Прописанные граждане в жилом помещении на момент продажи и срок их снятия с регистрации;
    11. Участники сделки полностью пишут свои фамилию имя отчество и ставят подписи.

    Регистрация прав покупателя на квартиру

    Продавец и покупатель обращаются в Росреестр или любой его орган. Там они пишут заявление о том, чтобы этот орган зарегистрировал переход прав собственности. На основании паспортов они заполняют бланки собственноручно под присмотром специалиста.

    Если кто-то из них не может явиться по уважительной причине, это заявление могут написать доверенные лица, которые доведут дело до конца. Они пишут его на основании доверенности, удостоверенной нотариусом.

    Если покупатель или продавец не достиг возраста 14 лет, то за него пишет заявление родители или опекуны. Доверенность в этом случае не нужна.

    23. 07. 2013 г. закон № 250-ФЗ внес изменения, которые дают дополнительную безопасность, каждой стороне сделки. Можно написать заявление в Росреестр, о том, чтобы документы по имуществу принимали только от него (а не от доверенных лиц).

    Передача квартиры покупателю

    Для окончательной передачи квартиры необходимо оформить акт приема – передачи.

    Правила оформления могут быть разными, но содержание документа в основном одинаковое. Он содержит следующую информацию:

    • Дата, место;
    • Ф.И.О. сторон акта;
    • Описание недвижимости;
    • Местонахождение квартиры, дома;
    • Площадь помещения;
    • Состояние квартиры.

    Дополнительно акт содержит пункт о том, что у покупателя нет претензий к продавцу.

    Если претензии имеются , а акт необходимо подписать, то они прописываются отдельно в документе. Там же указываются сроки исправления недочетов.

    Консультация юриста

    Вы решили обратиться к опытному юристу? Найдите независимого, не заинтересованного в результате предстоящей сделки, специалиста.

    Агентства недвижимости имеют своих юристов, которые не будут разбираться во всех аспектах сделки, им важно быстро заключить договор.

    Независимый юрист предоставит следующую информацию:

    • Перечень документов необходимых для сделки;
    • Рекомендации, в случае особых обстоятельств;
    • Этапы сделки.

    Помощь профессионального юриста трудно оценить. Он даст консультацию по любому вопросу. Поможет избежать неприятных ситуаций, предусмотрит все нюансы оформления документов.