• Психологические тренинги для творческого мышления. Тренинг развития креативности

    Креативность (от англ. create – создавать, англ. creative – созидательный, творческий) – творческие способности индивида, характеризующиеся готовностью к созданию принципиально новых идей, отклоняющихся от традиционных или принятых схем мышления и входящие в структуру одаренности в качестве независимого фактора, а также способность решать проблемы, возникающие внутри статичных систем. Согласно авторитетному американскому психологу Абрахаму Маслоу – это творческая направленность, врожденно свойственная всем, но теряемая большинством под воздействием среды.

    Творчество – деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей. Будучи по своей сущности культурно-историческим явлением, творчество имеет психологический аспект: личностный и процессуальный. Оно предполагает наличие у личности способностей, мотивов, знаний и умений, благодаря которым создается продукт, отличающийся новизной, оригинальностью, уникальностью. Изучение этих свойств личности выявило важную роль воображения, интуиции, неосознаваемых компонентов умственной активности, а также потребности личности в самоактуализации, в раскрытии и расширении своих созидательных возможностей. [Краткий психологический словарь / Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. – Ростов н/Д.: Феникс, 1999. – C.380].

    Креативность (от лат. creatio – «созидание») – это способность человека порождать необычные идеи, оригинальные решения, отклоняться от традиционных схем мышления. Креативность является одним из компонентов творческой личности и не зависит от эрудиции. Людей, обладающих высоким уровнем креативности, называют креативами.

    Как считает ряд ученых, в проявлении креативности, а точнее – дивергентного мышления, являющегося основой креативности, роль генетического фактора, в отличие от средового, невелика (Р. Николе ; Е.Л. Григоренко, Б.И. Кочубей, 1989).

    Среди многочисленных фактов, которые подтверждают важнейшую роль семейно-родительских отношений, есть и такие:

    1. Большие шансы проявить творческие способности имеет, как правило, старший или единственный ребенок в семье.
    2. Меньше шансов проявить творческие способности у детей, которые идентифицируют себя с родителями (отцом). Наоборот, если ребенок отождествляет себя с «идеальным героем», то шансов стать креативным у него больше. Этот факт объясняется тем, что у большинства детей родители – «средние», нетворческие люди, идентификация с ними приводит к формированию у детей нетворческого поведения.
    3. Чаще творческие дети появляются в семьях, где отец значительно старше матери.
    4. Ранняя смерть родителей приводит к отсутствию образца поведения с ограничением поведения в детстве, что способствует развитию креативности.
    5. Благоприятно для развития креативности повышенное внимание к способностям ребенка, ситуация, когда талант становится организующим началом в семье. Итак, семейная среда, где, с одной стороны, есть внимание к ребенку, а с другой стороны, к нему предъявляются различные несогласованные требования, где мал внешний контроль за поведением, где есть творческие члены семьи и поощряется нестереотипное поведение, приводит к развитию креативности у ребенка (В.Н. Дружинин, 1999, с. 214-215).

    Т.С. Суслова выявила основные черты, характерные для креативных личностей. Это сознательность, ответственность, упорство, чувство долга, высокий контроль над поведением и эмоциями, решительность, предприимчивость, склонность к риску, социальная смелость, интернальный локус контроля, интеллектуальная лабильность. В.Н. Дружинин (1999) полагает, что развитие креативности идет по следующему механизму: на основе общей одаренности под влиянием микросреды и подражания формируется система мотивов и личностных свойств (нонконформизм, независимость, мотивация самоактуализации), и общая одаренность преобразуется в актуальную креативность, т. е. креативность – это синтез одаренности и определенной структуры личности.

    Препятствуют проявлению креативности низкий интеллект, нейротизм и тревожность.

    Цель : осознание креативности в себе и её развитие. (Развитие способности участников находить новые нестандартные (креативные) решения задач; налаживание коммуникативных связей внутри группы.)

    Задачи:

    1. Осознание и преодоление барьеров для проявления и развития творческого мышления.
    2. Осознание характеристики креативной среды.
    3. Формирование навыков и умений управления творческим процессом.

    Материалы : бумага, ножницы, карандаши, модели предметов, мяч, газеты.

    Этапы работы:

    I. Этап – разогрев

    Упражнение «Перекинь мяч»

    Цели : вербальное и невербальное общение, сближает членов группы. Оно направлено на раскрепощение членов группы, на установление контактов друг с другом и поиску быстрого решения поставленной задачи.

    Материалы : мяч.

    Время : 2-5 минут

    Процедура : Участники стоят в тесном кругу, им дается небольшой мячик (размером приблизительно с теннисный) и формулируется задание: как можно быстрее перекинуть этот мячик друг другу так, чтобы он побывал в руках у каждого. Ведущий фиксирует потребовавшееся на это время. Оптимальное число участников в кругу от 6 до 8; при большем их количестве целесообразно выполнять упражнение в нескольких подгруппах. Упражнение повторяется 3-4 раза, ведущий просит делать его как можно быстрее. Когда затраты времени доведены примерно до 1 с на каждого участника, ведущий просит изобрести и продемонстрировать способ, которым можно перекинуть мяч так, чтобы он побывал в руках у каждого, потратив лишь 1 с на всю группу. Обычно через некоторое время участники придумывают и демонстрируют соответствующее решение. (Оно состоит в том, что все они ставят сложенные «лодочкой» руки друг над другом и поочередно разводят ладошки в стороны. Мячик, падая вниз, передается из рук в руки и таким образом успевает побывать у каждого участника). Задача решена!

    Психологический смысл упражнения . Демонстрация того, как проблема может быть решена более эффективно с помощью нетривиального подхода к ней и как этому препятствуют стереотипы («перекинуть – значит подбросить вверх, а потом поймать»). Сплочение группы, обучение координации совместных действий.

    Каталог: DswMedia
    DswMedia -> Методические рекомендации для родителей Агрессивное поведение в подростковом возрасте
    DswMedia -> Реферат расстройства поведения и личности у детей и подростков с умственной отсталостью
    DswMedia -> Трудные дети
    DswMedia -> Консультации для педагогов. «Профилактика нарушений поведения в детском возрасте»
    DswMedia -> Агрессивность как свойство личности подростка
    DswMedia -> Конструктивное преодоление конфликтов
    DswMedia -> Детская агрессивность Выдающийся психолог и философ Э. Фромм подразделял агрессию на «злокачественную»
    DswMedia -> Агрессия подростков

    В современном мире, где, кажется, все уже создано и придумано до нас, важным качеством работников является креативность. Этим термином называют творческие способности человека, его способность создавать что-то новое, придумывать новые способы работы или продуцировать новые идеи.

    В мире бизнеса, где конкуренция всегда высока, очень ценятся эти умения человека, а creativity уже давно рассматривается как одна из основных компетенций при приеме на работу. Для некоторых профессий, например, рекламщиков, маркетологов, журналистов, креативщиков и других творческих специальностей, это вообще является главным качеством, необходимым для работы.

    Положительным моментом является то, что творческие способности можно развить в каждом человеке. Они изначально заложены в каждом человеке, а непосредственно развитие креативности зависит только от него самого. Специально для людей, которым хочется раскрыть свой потенциал полностью, разработаны тренинги и курсы.

    Какая может быть польза от тренинга творческих способностей?

    Он будет эффективен для разных групп людей:

    • руководителям компаний и топ-менеджерам,
    • директорам по развитию и арт-директорам (чтобы сделать компанию уникальной и оригинальной),
    • специалистам рекламного бизнеса,
    • фрилансерам и представителям творческих профессий,
    • специалистам, работающим в продажах,
    • обычным людям, стремящимся раскрыть свой творческий потенциал вне работы.

    Также подобный тренинг полезен людям, которые думают, что не всегда справляются со служебными обязанностями; тем, кто стремится к быстрому карьерному росту; тем, кто хочет сменить работу; тем, кто не справляется с решением сложных ситуаций; тем, кто чувствует, что может работать плодотворнее и эффективнее. На нем решаются следующие задачи :

    • осознание настоящего уровня креативности человека,
    • определение внутренних барьеров, мешающих креативности, и работа с ними,
    • овладение практическими методами разработки креативных идей,
    • повышение гибкости мышления, выход за рамки привычного,
    • появление новых возможностей для реализации своих способностей и талантов.

    Главным результатом прохождения тренинга креативности является способность генерировать новые оригинальные идеи , помогающие в решении рабочих или бизнес-задач, а также в личной жизни.

    В чем заключается программа?

    Программа тренинга развития креативности включает в себя большое количество практических упражнений и минимум теории.

    В ходе тренинга рассматриваются следующие модули:

    • появление креативного решения для стандартных или нестандартных задач,
    • влияние личности на принятие решения,
    • личная и групповая креативность, (это может быть полезно при работе в команде)
    • способы «рождения» креативной идеи: мозговой штурм, ассоциативный метод, ментальные карты и т.д.

    На тренинге используются следующие методы работы: ролевые игры, групповые дискуссии, мини-лекции, разработка идей на основе предлагаемых методов.

    Как выбрать нужный тренинг?

    При выборе тренинга креативности нужно осознать свой уровень развития творческих способностей и его важность для вас. Если развитие креативности необходимо для решения рабочих вопросов, следует отдать предпочтение варианту тренинга, длящемуся около недели. Если вы хотите пройти подобный курс из-за усталости и творческого кризиса, но проблем с креативностью не возникает, можно выбрать более упрощенный вариант, который просто вновь вернет вам творческий потенциал .

    Это так же поможет Вам поднять настроение на работе. Чаще всего подобный тренинг проводят по индивидуальному графику. Творческие способности – это не какой-то навык, который от постоянного повторения сформируется, это сложная сфера, которую нужно «включить». А это у каждого человека происходит индивидуально.

    Также перед выбором тренинга следует подумать о том, чего вы ждете от занятий. Если это тренинг для креативной команды одного рекламного агентства, можно отбросить некоторые формальности и сразу приступить к попыткам включения креативности и созданию шедевров в виде слоганов, рекламных макетов и т.д.

    Если же тренинг планируется для ранее незнакомых людей, нужно подобрать аудиторию. Так как тренинг креативности предполагает тесное сотрудничество и работу в группе, желательно выбрать аудиторию людей похожих профессий или со схожими проблемами.

    МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

    высшего профессионального образования

    «Омский государственный педагогический университет»

    Факультет психологии и педагогики

    Кафедра общей и педагогической психологии

    Тренинг креативности для старшеклассников и студентов

    Знакомство: Ведущий тренинга должен представиться и познакомиться с группой. Для знакомства можно использовать какую-нибудь вещь (игрушку или мячик, например), которую участники группы будут передавать по кругу, тот, у кого в руках находиться вещь должен будет назвать своё имя и экзотическое животное (участники группы не должны повторяться).

    Теоретическая часть: Ведущий рассказывает о целях данного тренинга: «Креативность — творческие способности индивида, характеризующиеся готовностью к созданию принципиально новых идей, отклоняющихся от традиционных или принятых схем мышления и входящие в структуру одаренности в качестве независимого фактора, а также способность решать проблемы, возникающие внутри статичных систем. Согласно авторитетному американскому психологу Абрахаму Маслоу это творческая направленность, врожденно свойственная всем, но теряемая большинством под воздействием среды. И как раз таки целью нашего занятия будет осознание креативности в себе и её развитие методом нахождения нестандартных (креативных) решений на поставленные задачи»

    Упражнения: Первое упражнение : Участники группы сидят по кругу. У тренера в руках карточки, на которых написаны названия предметов, состояний, любые понятия. Например: сон, веселье, ночь, весна, фараон, бухгалтерия, организм и т.д. Инструкция: «Сейчас я приколю карточку с написанным на ней словом на спину одному из вас, и сделаю это так, чтобы он не видел, что на ней написано. Мы все сможем прочитать написанное слово, но при этом ничего не будем говорить. Задача выбранного участника группы — узнать, что написано на карточке. Для выполнения этой задачи он(а) может называть любого из вас, по своему выбору, и тот, кого назовут, постарается, пользуясь только не вербальными средствами, сообщить, что написано на карточке. По ходу выполнения задания отгадывающий может высказывать возникающие у него гипотезы и, как только называется правильное слово, я сообщу ему об этом» Так же ведущий может добавить: «Те, кто окажется в центре круга, и будет отгадывать слово, постарайтесь обратить внимание на то, как возникает ответ, а также на то, какие состояния у вас будут в ходе выполнения задания, и как они будут изменяться». Это поможет участникам лучше высказать своё мнение об этом упражнении.

    Второе упражнение: Участники группы сидят по кругу. У тренера в руках мяч. Инструкция: «Сейчас я брошу кому-то мяч и назову при этом любой предмет. Тот, которому достанется мяч, должен будет назвать три нестандартных способа использования этого предмета. Например, бросая мяч, я скажу "молоток". Кроме прямого назначения, молоток можно использовать в качестве пресс-папье для того, чтобы не разлетались лежащие на столе бумаги; можно использовать молоток в качестве ручки для тяжелой авоськи; можно, привязав к нему шпагат, применить его в качестве отвеса при строительных работах. Сразу договоримся, что не будем прибегать к универсальным способам использования большинства предметов: почти любой предмет можно нарисовать, потрогать, понюхать, многие предметы можно подарить. Итак, тот, кому я брошу мяч, назовет три нестандартных, нетрадиционных способа использования доставшегося ему предмета и затем бросит мяч следующему, назвав другой предмет. Будем внимательны и сделаем так, чтобы во время этой работы мяч побывал у каждого». В ходе обсуждения проделанной работы можно задавать группе такие вопросы: «В чем заключались основные трудности, с которыми вы столкнулись при выполнении задания?"», «Какие состояния возникали и как они изменялись в ходе работы?», «Что вам помогало справляться с поставленной задачей?» Третье упражнение: Участники группы сидят по кругу. У них в руках листы бумаги и ручки. Инструкция: "Задание, которое я сейчас вам предложу, надо будет выполнять письменно. Напишите в верхней части листа четыре буквы: Н Г О К. По моему сигналу мы начнем работу: надо будет составить как можно больше предложений, причем в каждом из написанных вами предложений первое слово должно начинаться на букву Н, второе – на букву Г, третье – на О, четвертое на К. Например, "Николай Говорит Очень Красиво". Сейчас у вас есть три минуты на выполнение задания. Начали". Через три минуты ведущий предлагает каждому участнику по очереди сказать, сколько у него написано предложений, а затем просит каждого прочитать одно из написанных им предложений, любое, по выбору самого участника. Это может быть то предложение, которое сам участник считает наиболее удачным. При ознакомлении с результатами работы участники обнаруживают для себя не использованные ими стилевые, содержательные и другие возможности для составления предложений, что усиливает их мотивацию и позитивно сказывается на результатах последующей работы. Ведущий предлагает продолжить составление предложений еще в течение трех минут.

    Когда отведенное время закончится, каждый участник снова сообщает, сколько ему удалось написать предложений и зачитывает одно из них по своему выбору. Затем ведущий продолжает инструкцию: «Теперь каждый напишет рассказ о нашей группе. Количество слов в предложениях, из которых будет состоять этот рассказ, может быть любым, но слова должны начинаться на буквы НГОКНГОКНГОК и т.д. При этом знаки препинания могут ставиться в любом месте. На выполнение этого задания у вас будет пять минут». (Можно не задавать тематику написания рассказа). Когда работа завершена, каждый участник зачитывает свой рассказ. Содержание рассказов не обсуждается, не комментируется и не оценивается Четвертое упражнение: Участники группы сидят по кругу. У ведущего в руках мяч. Инструкция: «Сейчас мы будем бросать друг другу этот мяч. Тот, кто бросает мяч, говорит одно из трех слов: "воздух", "земля" или "вода", а тот, кто ловит мяч, говорит, если прозвучало слово "воздух" – название птицы, во втором случае "земля" – животного, и если было сказано "вода" – название рыбы. Реагировать нужно как можно быстрее». По ходу работы ведущий побуждает участников группы увеличивать темп. Пятое упражнение: Участники группы сидят по кругу. У ведущего в руках мяч. Инструкция: «Сейчас тот, кто начнет нашу работу, бросит мяч кому-нибудь из нас и скажет, где окажется тот, кому адресован мяч. При этом у нас не будет никаких ограничений: можно направлять своих партнеров в самые необычные, даже фантастические места – в холодильник, в Древнюю Грецию, на пальму и т.д. Поймав мяч, надо быстро назвать три предмета, которые вы возьмете с собой туда, куда вас направляют. При этом будем внимательны и постараемся не повторять те места, в которых уже "побывали" другие и те предметы, которые уже назывались».

    Рефлексия: После завершения всех упражнений, ведущий предлагает участникам группы ещё одно упражнение, его смысл заключается в получении обратной связи в творческой форме. « Я предлагаю вам составить пятистрочие, которое будет отражать ваши впечатления о прошедшем тренинге и его ключевую идею. Всё очень просто: Первая строчка : существительное, наиболее точно и емко отражающее основную идею прошедшего тренинга. Вторая строчка : два прилагательных, характеризующих тренинг. Третья строчка : три глагола или деепричастия, описывающие действия, происходившие на тренинге. Четвертая строчка : фраза из любых четырех слов, выражающая отношение автора к происходящему. Пятая строчка : любое слово, отражающее общую суть темы стиха» На сочинение дается 5 – 6 минут, потом участники поочередно озвучивают результаты своего творчества.

    О чем мы будем говорить:

    • Что такое креативность?
    • Как можно использовать мою креативность в жизни и в учебе?
    • Сложно ли придумывать новое применение простым и знакомым вещам?
    • Как реагировать на возникающие новые ситуации, условия, изменения и как действовать в ситуациях новизны и неопределенности?
    • Как создавать что-либо новое, необычное?
    • Какие личностные качества помогут мне в развитие своих творческих способностей?
    • В чем моя гениальность?
    • Как создать креативны продукт своей деятельности?

    Для чего этот тренинг нужен:

    • Поможем ребенку преодолеть барьеры проявления своей креативности;
      Увидеть в окружающем пространстве характеристики креативной среды;
      Отработаем навыки и умения управления креативным процессом;
    • Поможем найти творческий подход к учебе.
    • Развитие способности ребенка находить новые нестандартные (креативные) решения жизненных задач;
    • Поможем понять, в чем его личная особенность и как ее применить в жизни, общении учебе.

    Ведущий – Лира Саитова

    Магистр образования, к.п.н., доцент кафедры педагогики и психологии профессионального образования БГПУ, тренер направлений личностного роста и развития креативности.



    МБОУ «Мужевская СОШ им. Н.В. Архангельского»

    Правила:


    Знакомство

    Рефлексия:




    Рефлексия:
    Отметить креативные веточки.

    Задачи:

    Основная часть



    Атрибуты: апельсин.
    — Апельсин сладкий……
    Рефлексия:


    Атрибуты: мяч.

    Рефлексия:


    Рефлексия:


    © 2017 Образовательный портал «educontest.net». Обратная связь | Пользовательское соглашение | Распечатать страницу
    Тренинг креативности, творческих способностей
    Составил Макушина Алена Ивановна
    Руководитель РМО учителей ОО «Искусство»
    МБОУ «Мужевская СОШ им. Н.В.

    Архангельского»
    Цель: осознание креативности, способностей к творчеству в себе и их развитие.
    Правила групповой работы, понятие тренинга.
    Тренинг – это наиболее эффективная групповая форма работы, в которой практически прорабатываются различные проблемы.
    Правила:
    Все, что произойдет – произойдет «здесь и сейчас», то есть все проблемы должны остаться за пределами этой комнаты;
    Необходимо проявлять активность, успешность работы зависит от вашей активности;
    Все происходящее касается только вас: можно делиться только своими мыслями и переживаниями.
    Многие из Вас знают друг друга же давно, кто-то знакомы заочно, кто-то встретились впервые, но сегодня мы попытаемся познакомиться поближе, с тем, чтобы нам проще, удобнее было общаться и обсуждать в дальнейшем главное дело нашей жизни воспитание и обучение наших детей.
    Знакомство
    Упражнение «Приветствие + улыбка» (2 мин)
    Цель: Познакомиться. В ходе знакомства передать положительные эмоции.
    — Я начинаю знакомство, взглядом вызываю для знакомства одного из участников тренинга, по знаку участники встают, идут на встречу, друг другу, при встрече в центре они приветствуют друг друга пожатием руки, представляются (имя), обмениваются комплиментами и садятся на место своего напарника.
    Рефлексия:
    Мы часто обращаем внимание на собственные недостатки и недостатки других людей, сегодня мы попытались увидеть положительное в каждом из нас.
    Чей комплимент получился самым необычным или самым неожиданным?
    Что Вам помогла придумать комплимент?
    Просто ли Вам было озвучить его? Почему нет?
    Выявление самочувствия, настроения участников
    Упражнение «Дерево» (7-10 минут)
    Цель: определение настроения каждого участника, настрой на работу.
    Атрибуты: лист ватмана с изображенным стволом дерева, маркеры, фломастеры, краски.
    — Наше «Я» это самая большая загадка. Сегодня мы изобразим НАШЕ «Я» в виде дерева с листочками и веточками. Каждому из Вас предстоит изобразить веточку и придумать слово, которым Вы могли бы охарактеризовать свое «Я» НА РАБОТЕ (написать его рядом с веточкой и листочками). В результате у каждого должна получиться СВОЯ веточка.
    Рефлексия:
    У нас с Вами получилась симпатичная крона дерева каждая веточка, это ваше «Я».
    Отметить креативные веточки.
    В целом описать настроение по цвету, который использовали участники.
    Определение темы и цели тренинга
    Цель: развитие креативного мышления для возможности разрешать стандартные проблемы нетрадиционными, неординарными способами.
    Задачи:
    Развитие качеств креативного (творческого мышления): беглости, гибкости, оригинальности, точности;
    Повторить методы решения проблемных ситуаций.
    Основная часть
    Творческость – креативности – способность к творчеству по разному развита в каждом из нас, кто-то легко находит различные способы решения проблемы, а кому-то дается это тяжело, — мешает стандартизованность, стереотипность мысли. Чтобы ограничений при решении проблем было гораздо меньше, необходимо развивать творческое, креативное мышление.
    Повторить основные качества творческого мышления
    Творческое мышление лежит в основе творческих способностей, служит средством порождения новых идей и самовыражения, его характеризуют четыре основных качества: беглость (быстрота), гибкость, оригинальность и точность.
    Следующее задание будет направлено на развитие этих качеств (беглость).
    Упражнение «Апельсин» (3 минуты)
    Цель: развитие беглости (быстроты) мышления, скорости извлечения информации из памяти, способность искать и переходить в новые содержательные области. Побуждает участников к динамичной работе.
    Атрибуты: апельсин.
    — У меня в руках апельсин, передавая его в руки другого участника каждый из нас должен одним словом дать ему определение, переходя в разные формы определения.
    — Апельсин сладкий……
    Рефлексия:
    Что вы чувствовали в ходе упражнения?
    Повторить методы и приемы развития креативности, творческих способностей
    Как Вы знаете, существует много приемов и методов развития креативности, творческих способностей (изменение исходных установок, ломтики и кубики, древо головной боли, мозговой штурм, аналогии и ассоциации) сейчас мы выполним упражнение
    Упражнение «Аналогия. Три предмета» (4 минуты)
    Цель: гибкость, оригинальность мышления, эмоциональная разрядка.
    Атрибуты: мяч.
    — Сейчас тот, кто начнет работу, бросит мяч кому-нибудь из нас и скажет, где окажется тот, кому адресован мяч. При этом, у нас не будет ни каких ограничений, можно направлять своих партнеров в самые необычные, даже фантастические места – в холодильник, Древнюю Грецию и так далее. Поймав мяч, надо быстро назвать три предмета, которые вы возьмете с собой туда, куда вас направляют. При этом будьте внимательны и постараемся не повторять те места, в которых уже «побывали» другие, и те предметы, которые уже назывались.
    — Уважаемая (имя) я Вас направляю в Средние века.
    Рефлексия:
    Ваши ощущения в момент ожидания мяча.
    Что Вы чувствовали, когда вас вы направляли мяч другому участнику.
    Резюмирование ведущего (5 минут)
    Я хочу поблагодарить Вас всех за активную, творческую……. работу. Прошу Вас ответить на три вопроса.
    Рефлексия:
    Как Вы чувствовали себя во время занятия?
    Изменилось ли что-то в Вашем отношении к окружающим?
    Считаете ли Вы подобные занятия полезными?
    Все когда-нибудь заканчивается, закончилось и наше занятие.
    Сейчас все приглашаю занять места за рабочими столами. Удачи!

    Программа тренинга развития творческого мышления для студентов III - V курсов педагогического ВУЗа

    , старший преподаватель кафедры психологии КГПУ им. .

    Динамика изменения требований системы образования к специалисту диктует необходимость формирования у него творческого подхода при использовании профессиональных умений и навыков. Современные тенденции в системе образования (повышение информатизации, роли самостоятельной, проектной работы, участие в исследованиях и разработках ) актуализируют установку на развитие творческого потенциала как студентов, так и преподавателей. Решение этой проблемы требует смещать акцент в обучении с усвоения готовых знаний на развитие нестандартного мышления, творческих способностей и качеств личности. Творческий подход в профессиональной сфере – один их главных факторов ее эффективности. Творческое мышление выступает мощным фактором развития личности, определяющим ее готовность изменяться, отказываться от стереотипов.

    Вследствие всего этого становится очевидной необходимость поиска средств, позволяющих развивать творческое мышление взрослых. Одним их таких средств, несомненно, является психологический тренинг. В статье предлагается программа психологического тренинга развития творческого мышления, основанная на принципах безоценочности и принятия, неопределенности, системности, актуальности, использования экспрессивных методов . Данная программа апробирована в работе со студентами III - V курсов факультетов информатики , географии и истории КГПУ им. .


    Цель тренинговой программы: осознание и преодоление границ своего мышления, использование всего мыслительного потенциала для работы над задачами, требующими творческого решения.

    Задачи программы:

    Знакомство с основными понятиями тренинга развития творческого мышления (творчество, творческая задача, этапы творческого процесса, ментальные модели, латеральное и вертикальное мышление, креативный прыжок, поисковая активность);

    Развитие навыков и умений управления творческим процессом;

    Осознание и преодоление барьеров (когнитивных и личностных), препятствующих актуализации творческих ресурсов;

    В тренинговой программе используются техники и методики когнитивной и арт-терапии. Помимо содержательных упражнений, реализующих цель и задачи программы, в тренинге используются психогимнастические задания, направленные на развитие сплоченности группы и повышение работоспособности ее участников.

    Тренинговая группа состоит из 12-15 человек; работа проходит в течение трех дней (20 академических часов).

    Рабочая карта тренинга развития творческого мышления.

    Занятие 1.

    1. Упражнение «Формула моей личности».

    Цель: знакомство участников, создание атмосферы, соответствующей целям тренинга.

    Инструкция: « Математики склонны, все, что происходит в мире, все явления и даже предметы описывать с помощью формул. Я предлагаю на время нашего знакомства перевоплотиться в математиков и, называя свое имя, сказать формулу, которая, с Вашей точки зрения, достаточно точно описывает Вашу личность».

    Это задание может вызвать значительные затруднения у некоторых участников, порой возникает недоумение, появляются вопросы, просьбы привести пример. Тренер в этих случаях ведет себя так, чтобы сохранилась неопределенность ситуации. Не стоит приводить примеры, можно сказать, что язык математических описаний очень богат, кроме того, у каждого есть возможность создать собственный раздел математики.

    Обсуждаемые вопросы:

    Что помогало в выполнении задания?

    Какие трудности возникли при выполнении задания?

    Каким образом это упражнение соответствует целям тренинга?

    2. Групповое обсуждение правил работы группы, их принятие (правила физической и психологической закрытости, активности, безоценочности).

    3. Информирование о целях и режиме работы.

    4. Обсуждение ожиданий, опасений участников по поводу предстоящей деятельности.

    5. Упражнение «Встряхнемся».

    Цель: эмоциональный подъем, групповое сплочение, осознание ограничений, мешающих нам в решении задачи.

    Одному члену группы дается мячик. Участники не предупреждаются о том, что они должны встать со стульев. Устанавливается лимит времени на это упражнение (сначала дается 15 секунд, потом – 10, затем – 3).

    Инструкция: « Задача состоит в том, чтобы мячик прошел через руки всей команды, но при этом нельзя передавать мячик тем, кто сидит рядом».

    Обсуждаемый вопрос: что помогало, что мешало выполнить упражнение?

    Главная цель – продемонстрировать, как часто мы сами создаем ограничения, мешающие нам чего-либо добиться. Никто не говорил, что люди должны оставаться на одном месте, но практически всегда все совершают эту ошибку. Кроме того, спешка, как правило, не создает творческих решений. Встав с места, участники сразу же снимают одно из ограничений – никто уже не сидит рядом друг с другом. Упражнении также в полной мере демонстрирует то, что многие вещи, кажущиеся поначалу невозможными, на самом деле не таковы.

    6. Мини - лекция «Этапы творческого процесса».


    7. Упражнение «Формулировка»

    Цель: актуализация первого этапа творческого процесса (анализ проблемы).

    Для выполнения этого задания участникам предлагается сформулировать свою реальную проблему или затруднение, для решения которых не подходят привычные методы и способы.

    Инструкция : «Для этого упражнения нам нужна формулировка проблемы. Сформулируйте ее в виде простого предложения, начинающегося со слова «как». Возьмите лист бумаги и напишите в середине страницы формулировку проблемы. Обведите ключевые слова предложения. От каждого обведенного слова или фразы проведите линии с альтернативами, возражениями или любыми другими замечаниями, которые придут в голову. Обычно каждое обведенное слово дает несколько вариантов. Попробуйте использовать для формулировки проблемы другие слова. Не волнуйтесь, если это будет бессмыслица, думайте о возможностях. Что из получившегося применимо к вашей проблеме?»

    8. Упражнение на сплочение группы и поддержание работоспособности «Ложка и веревка».

    9. Упражнение «Характеристики отвертки».

    Цель: всесторонний анализ проблемы.

    Инструкция: «Составьте описание основных характерных признаков отвертки. Исследуйте каждую характеристику и попытайтесь ее улучшить. Задайте себе вопросы: "Почему это сделано именно так?" и "Как еще это может быть выполнено?" - и поищите ответы».

    Обсуждаемые вопросы:

    - Что получилось, какие трудности возникли в процессе выполнения упражнения?

    10. Упражнение «Угадай, что написано»

    Цель: осознание барьеров творческого мышления, значимости этапа подготовки, сбора информации.

    Инструкция: «Сейчас я приколю карточку с написанным на ней словом на спину одному из нас так, чтобы он не видел, что на ней написано. Мы все сможем прочитать написанное слово, но при этом ничего не будем говорить. Его задача узнать, что написано на карточке. Для выполнения этой задачи он может называть любого из нас, по своему выбору, и тот, кого он назовет, постарается, пользуясь только невербальными средствами, „сообщить" ему, что написано на карточке».

    Обсуждаемые вопросы:

    Как возникает ответ?

    Какие состояния возникали в ходе выполнения задания? Как они изменялись?

    11. Упражнение на сплочение и поддержание работоспособности «Картина».

    12. Упражнение «Что нарисовано?»

    Цель: осознать влияние предыдущего опыта на восприятие, логичный переход к мини - лекции о ментальных моделях.

    Участники группы сидят полукругом. У тренера в руках лист с изображением куба. «Посмотрите, пожалуйста, на этот лист и скажите, что вы видите на нем». Участники высказывают свои версии: – рисунок, куб, геометрическая фигура, несколько квадратов, коробка, комната…

    Обсуждаемые вопросы:

    У нас возникли разные мнения по поводу того, что изображено на этом листе. В то же время очевидно, что на нем нет ничего, кроме двенадцати отрезков прямых. Как это объяснить?

    13. Мини-лекция «ментальные модели».

    14. Упражнение «Апельсин»

    Цель: развитие беглости мышления, скорости извлечения информации из памяти, а также способности осознанно переходить в новые содержательные области.

    Процедура проведения: Участники группы сидят по кругу. У тренера в руках мяч. «Давайте вообразим, что это (тренер показывает мяч) апельсин. Сейчас мы будем бросать его друг другу, говоря при этом, какой апельсин вы бросаете. Будем внимательны: постараемся не повторять уже названные качества, свойства апельсина и добиться того, чтобы мы все принимали участие в работе».

    15. Упражнение «Мой рисунок»

    Цель: подведение итогов тренингового дня.

    Инструкция: «В течение пяти минут вы должны нарисовать свои впечатления о сегодняшнем дне. Сделайте свой рисунок в любой манере, главное, чтобы он отражал ваше видение , ваш образ сегодняшнего дня работы. Затем каждый участник продемонстрирует свой рисунок и прокомментирует его».

    Занятие 2. Посвящено освоению техник решения творческих задач, осознанию установок и качеств личности, способствующих и препятствующих творческому процессу.

    1. Приветствие. Упражнение «Коллективное рисование ».

    Цель : создание рабочей атмосферы тренинга, осознание барьеров творческого мышления, развитие креативности.

    Процедура проведения : Участники группы сидят по кругу. В кругу лежат цветные карандаши, мелки, фломастеры, листы бумаги. «Когда я скажу: „начали", каждый из нас возьмет лист бумаги и все то, что ему потребуется для рисования на своем листе бумаги. На рисование у нас будет 15 секунд. За временем буду следить я и через 15 секунд попрошу каждого передать свой лист соседу слева. После того как вы получите лист, на котором уже что-то нарисовано, надо будет нарисовать еще что-то, развивая сюжет в любом направлении. Мы будем продолжать работу до тех пор, пока лист каждого не пройдет по кругу и не вернется к Вам».

    Обсуждаемые вопросы :

    Какие моменты в развитии сюжета воспринимаются как необычные? Почему?

    Каким образом стереотипы влияют на развитие сюжета?

    2. Упражнение «Четыре точки»

    Инструкция: соединить четыре точки, образующие квадрат, тремя прямыми линиями не отрывая карандаша от бумаги так, чтобы карандаш вернулся в исходную точку .

    (Решение заключается в выходе за пределы плоскости, ограниченной четырьмя точками. В обсуждении отмечается особенность творческого мышления – выход за рамки, заданные нашим восприятием ситуации. Для закрепления итогов упражнения можно предложить участникам задачу «Девять точек», основанную на тех же принципах).

    3. Мини-лекция «Латеральное и вертикальное мышление».

    4. Упражнение на сплочение группы и поддержание работоспособности «Цепочка скрепок».

    Материалы: скрепки (вдвое больше, чем людей в группе)

    Процедура проведения: Группа делится на две части. Участники располагаются в два ряда, каждому дается по две скрепки. Цель соревнования состоит в том, чтобы собрать цепочку за короткое время. Первый участник собирает два первых звена, затем передает их следующему. Как только цепочка будет готова, ее нужно передать в начало ряда, чтобы она снова вернулась к первому участнику. Как только это произойдет, команда как можно громче кричит: «Скрепка!»

    Тренер не уточняет, должны или нет участники соединять свои две скрепки, пока не получат цепочку в руки. Проявление инициативы ускоряет процесс.

    Обсуждаемые вопросы:

    Как это упражнение согласуется с целями тренинга?

    5. Мини-лекция «Техники решения творческих задач»

    6. Упражнение «Ассоциации»

    Цель: развитие ассоциативного мышления.

    Инструкция: «Сейчас мы будем бросать друг другу мяч, называя при этом любое существительное. Например, я бросаю мяч Николаю, называя слово „карусель". Николай быстро называет любое слово, пришедшее ему в голову по поводу „карусели" и отправляет мяч дальше. Следующий скажет свою ассоциацию в ответ на брошенное ему слово. Постараемся делать это быстро, долго не обдумывая свою реакцию».

    Обсуждаемые вопросы:

    Что помогало в выполнении задания, что мешало? Почему?

    7 . Упражнение на сплочение и поддержание работоспособности «Поменяемся местами».

    8. Упражнение «Чей то взгляд»

    Цель : выход из «тоннельного видения», освоение техники аналогии.

    Инструкция: «Возьмите любую личность, историческую или литературную, или просто представителя какой-либо профессии. Не важно, кто это будет, главное, чтобы этот человек был далек от вашей профессии и кругозора. Вам не нужно много знать о выбранном человеке, достаточно примерного представления о том, кто это. А сейчас представьте, что этот человек – вы. Залезьте в его шкуру. Почувствуйте себя им на несколько мгновений. А затем обратитесь к своей проблеме. Как образ, который вы взяли на себя, решил бы эту проблему? Как он понимает ее суть? Создайте список идей, оценив их с точки зрения каждого из выбранных вами персонажей».

    Обсуждаемые вопросы:

    - Как вы себя чувствовали?

    Можно ли соотнести полученные замечания с реальностью? Практичны ли они? Могут ли они быть видоизменены?

    9. Упражнение «Черный ящик»

    Цель: активизация творческого мышления, генерация новых идей.

    Процедура проведения: предварительно в коробку помещаются различные предметы (ложка, морская раковина, кусочек мела, резиновая перчатка и т. д.) так, чтобы никто не видел. Участники закрывают глаза.

    Инструкция: «Ощупайте предметы, высказывайте вслух возникшие ассоциации и метафоры». Ведущий записывает их на доске. «Теперь задача всей группы связать с реальными проблемами и придумать решение».

    В упражнении может участвовать вся группа, ощупывая предметы и предлагая различные ассоциации.

    Обсуждаемые вопросы:

    10. Упражнение «Мозговой штурм наоборот»

    Цель: генерация новых идей, актуализация латерального мышления.

    Процедура проведения: упражнение проводится в два этапа.

    Инструкция: «Сейчас мы проведем необычный мозговой штурм. В нем допускаются только глупые, неработающие, непрактичные и просто неприличные варианты выхода из проблемы. Любая разумная или практичная мысль безжалостно отсекается».

    На втором этапе: «Обратимся к результатам нашего штурма. Каким образом можно модифицировать одно из этих нелепых предложений, чтобы оно способствовало решению проблемы? Его можно изменять, дополнять и т. п., но при этом само предложение не должно размыться».

    Обсуждаемые вопросы:

    Что удалось в выполнении задания? Что способствовало успеху?

    Какие возникли трудности при выполнении задания? С чем они связаны?

    11. Упражнение «Последняя встреча»

    Цель: осознание личностно значимого, достижение атмосферы доверия и сопричастности.

    Инструкция : «Нужно закрыть глаза и представить, что вы встретились вместе в последний раз. Подумайте, что бы вы хотели сказать в группе. Откройте глаза и скажите это».

    Занятие 3.

    1. Упражнение «Уникальность».

    Инструкция: «Сейчас мы поприветствуем друг друга и сделаем это следующим образом. Каждый из нас уникален и эта уникальность проявлялась на протяжении всего тренинга. Посмотрите внимательно друг на друга и вспомните, какую-нибудь интересную фразу или действие каждого участника (участницы), которые он(а) произносили или делали». Дается время подумать… «А сейчас мы будем бросать друг другу мяч, сообщая при этом человеку, которому он адресован, чем он нам запомнился».

    2. Мини-лекция «Шесть шляп мышления» (знакомство с техникой Э. де Боно)

    3 . Упражнение на сплочение и поддержание работоспособности «Алфавит».

    Инструкция: «Сейчас мы немного подвигаемся. Встаньте и распределитесь по командам так, чтобы в одной команде были люди, чьи фамилии начинаются с одинаковой буквы… Спасибо. А теперь распределитесь по командам, в которых будут люди, родившиеся в один и тот же месяц и т. д. (можно продолжать этот список объединяющих качеств)». Можно группировать людей почти по любому параметру, хотя идеальным будет не слишком широкий признак (пол и возраст не подходит).

    4. Упражнение «Шесть шляп мышления». Используем знаменитую технику Эдварда де Боно для группового решения проблемы.

    5. Упражнение «Иллюзионист Данилов»

    Для решения нестандартной проблемы или задачи бывает достаточно взглянуть на нее с другой стороны. Один из способов развития такой способности – решении ситуационных задач-загадок. Условия в этих задачах специально сформулированы так, что создают в сознании определенный образ, от которого надо суметь отойти при решении. Для решения этих задач не нужны вычисления, нужно только отойти от стереотипов, хотя именно это оказывается самым трудным.

    Инструкция: «Известный иллюзионист Данилов называет счет любого футбольного матча до его начала и никогда не ошибается. Как ему это удается?»

    (Ответ: счет любого матча до его начала 0:0).

    6. Упражнение «Каракули Леонардо да Винчи»

    Цель: знакомство с техникой генерирования новых идей, активизация правополушарного мышления.

    Инструкция: «Возьмите лист бумаги и мягкий карандаш. Закройте глаза и начните рисовать. Но не такие каракули, которые рисуют дети. Представьте себя художником, делающим наброски будущей гениальной картины. Не направляйте карандаш, пусть он сам скользит по бумаге. Когда вы почувствуйте, что нарисовали достаточно, откройте глаза и взгляните на созданное вами изображение. Может быть, этот рисунок вам что-то напоминает? Как вы можете использовать его для решения своей проблемы? Какие его свойства могут быть использованы в качестве решения? Дайте волю воображению – пусть ваш ум свободно размышляет над тем, что вы нарисовали».

    Обсуждаемые вопросы:

    Какие чувства вызвало у вас данное упражнение?

    Какие ассоциации возникли?

    Можно ли использовать эту технику для выработки новых идей?

    7. Упражнение «Коллаж».

    Цель: одновременная активизация правого и левого полушарий мозга, представление и решение проблемы разными способами.

    Необходимые материалы: бумага для коллажа , журналы, клей, ножницы, фломастеры и т. п.

    Инструкция: « Изобразите такой мир, в котором ваша проблема уже решена или ее не существует вовсе. Закончив коллаж, подумайте, какие в нем есть зацепки для решения проблемы. Какие ассоциации она вызывает? Запишите их».

    Обсуждаемые вопросы:

    Что вы видите на своей картине?

    Как эти ассоциации могут помочь в решении вашей проблемы?

    8. Упражнение «Все у меня в руках».

    Цели: подведение итогов занятия, предоставление возможности высказать свое мнение по поводу содержания и организации работы.

    Процедура проведения: У каждого участника лист бумаги А4. Обводится ладонь, на пальцах записываются ответы на следующие вопросы:

    Большой – «над этим я хотел бы еще поработать»,

    Указательный – «здесь мне были даны конкретные указания»,

    Средний – «это мне совсем не понравилось»,

    Безымянный – «я себя чувствую»,

    Мизинец – «мне здесь не хватало».

    Ответы не комментируются. Возможны уточняющие вопросы тренера и других участников группы.

    Данная тренинговая программа может быть использована для организации работы со студентами в рамках психологического практикума, отдельные упражнения можно использовать на семинарских, практических, лабораторных занятиях.

    Список литературы:

    1. Боно, Э. Шесть шляп мышления. – СПб.: Питер Паблишинг, 1997.

    2. Грецов креативности для старшеклассников и студентов. – СПб.: Питер, 2007.

    3. Козулина и методические основы тренинга развития творческого мышления. // Вестник КГПУ им. , 2009, (1), стр. 99-105.

    4. Психогимнастика в тренинге / Под редакцией. – СПб.: «Речь», Институт Тренинга, 2001.

    Конспект занятия по актерскому мастерству, направленное на развитие творческих способностей у детей


    Творческие способности - это способности человека принимать творческие решения, принимать и создавать принципиально новые идеи.
    Развитие творческих способностей учащихся – серьёзная задача, которая стоит перед педагогами. Творческие люди – успешные люди,так как, человек, подходящий творчески к решению любых жизненных и профессиональных задач, всегда имеет преимущество перед теми, кто не приучен смотреть на мир с необычной точки зрения.Ведь специалисты, умеющие мыслить нестандартно, востребованы практически во всех профессиональных сферах.
    Данный материал может быть интересен школьным психологам, учителям, педагогам дополнительного образования.
    Цель : Развитие способности учеников находить новые нестандартные способы решения задач.
    Участники : дети 10-15 лет.
    Ход занятия:
    Педагог : Добрый день, ребята!!! Как ваши дела? Мне очень интересно, какое у вас сегодня настроение, предлагаю сыграть в игру, а называется она « Я сегодня вот такой».
    Цель игры: выявить настроение каждого ребёнка.
    Ход игры:
    Дети стоят в кругу. Ведущий первым выходит в круг и произносит фразу:«А я сегодня вот такой (ая)!».
    Сопровождает ее каким – либо действием и мимикой, «отражающими» его настроение (например, ведущая улыбнулась и развела руки в стороны). Все дети повторяют это движение и мимику, произнося: «Дарья Александровна сегодня ВОТ ТАКАЯ!» Затем в круг выходит следующий ребенок и показывает, какой он сегодня.
    Игра продолжается до тех пор, пока каждый ребенок не побывает в кругу.

    «Круг и я»
    Педагог : Для этого упражнения мне потребуется один смельчак. Аплодисментами встречаем первого физически и морально закаленного игрока! Группа образует тесный круг, который будет всячески препятствовать попаданию в него нашего доблестного добровольца. И ему придется использовать все свои умственные и физические силы, чтобы прорвать эту дружескую блокаду.
    На вхождение в круг дается всего лишь три минуты. Нашему герою, предстоит силой убеждения (уговорами, угрозами, обещаниями...), ловкостью (пронырнуть, проскользнуть, прорваться), в конце концов, хитростью (обещания, комплименты...), искренностью убедить «Круг» и отдельных его представителей впустить Игрока в центр.
    Итак, наш герой отходит от Круга на два-три метра. Все участники стоят к нему спинами, сжавшись в тесное и сплоченное кольцо, взявшись за руки... Начали!
    Спасибо за смелость. Кто следующий готов помериться с Кругом интеллектуальными и физическими силами? На старт. Начали!
    В конце упражнения обязательно обсуждаем стратегию поведения наших игроков. Как они вели себя здесь, а как - в обычных житейских условиях? Есть ли разница между смоделированным и реальным поведением? Если есть (нет), то почему?
    «Групповой узор»
    Педагог : Начинаем быстрое спонтанное движение по комнате. Не сталкиваемся! Уступаем друг другу дорогу. Избегаем даже касания с партнерами!
    Время от времени я буду называть цифру. После того как цифра прозвучала, ваша задача - в кратчайший срок разбиться на группы, равные по числу участников названной цифре. Прозвучала цифра «пять» - с максимальной быстротой все разбиваются на пятерки, «семь» - разбились на группы по семь участников в каждой. Те, кто остался в неполной группе, тоже объединяются вместе.
    Следующее Задание: «образовать» геометрическую фигуру (квадрат, треугольник, круг, прямую линию).
    "Найди применение"
    Педагог пишет на доске слово. Учащимся Нужно придумать 5 нетрадиционных способов использования данного предмета.

    «Рассказ-зигзаг»
    Делим группу на две шеренги, стоящие друг напротив друга.
    Первый номер одной из шеренг начинает первое предложение некой истории, которая будет создаваться здесь же, «на глазах изумленной публики»! Следующее предложение придумывается и произносится первым номером второй шеренги. Эстафету подхватывает второй номер первой шеренги, затем - второй номер второй, и так далее. Последний участник второй шеренги обязан завершить историю.
    Упражнение требует находчивости, умения работать с партнером, выстроить композицию.
    У рассказа-зигзага есть несколько модификаций. Провести его можно как игру с мячиком. Начнем с составления простых предложений. Один участник говорит слово, бросает мяч следующему, тот добавляет свое слово и перебрасывает мяч дальше. Так выстраиваются трехсловные предложения.
    Когда эта часть упражнения уже не вызывает сложности, можем ввести новый элемент. Группа рассредоточивается по комнате. Мяч у ведущего. Он произносит первое предложение рассказа и бросает мяч любому из участников. Тот ловит мяч, продолжает рассказ и передает эстафету следующему игроку...
    Упражнение продолжается до логического завершения текста.
    «Скульптура чувств»
    В принципе, уже само, название упражнения объясняет его смысл. Делим группу на подгруппы по 3-5 человек в каждой. Каждой подгруппе дается задание: выбрать определенную эмоцию и представить ее в виде многофигурной статической композиции.
    После подготовки скульптуры представляются всему форуму, и зрители пытаются точно назвать изображенное чувство. Иногда затруднения возникают из-за смысловой близости определений. Скажем, гнев несложно спутать с раздражением, досадой, злостью...
    Тренировка идет в двух направлениях - пластическое выражение эмоций и вербальная точность в определении эмоциональных состояний.

    «Образ цвета»
    Один из участников группы выходит за дверь, остальные участники в это время загадывают какой-нибудь цвет.
    Вернувшись в комнату, игрок обращается к участникам группы с просьбой образно передать их видение загаданного цвета. Важно в ответах-показах избегать прямой подсказки: не показывать на белую стену, не изображать рукой волны моря, не дотрагиваться до черного цвета волос... Образ может быть только пластичным, а может сопровождаться каким-то звуком, который ассоциируется с определенным цветом.
    «Рекламный ролик».
    Цель: развитие фантазии.
    Педагог : Представим себе, что здесь мы собрались для того, чтобы создать свой собственный ролик для какого-то товара. Наша задача - представить этот товар публике так, чтобы подчеркнуть его лучшие стороны, заинтересовать им.
    Но один маленький нюанс - объектом нашей рекламы будут являться предметы уже бывавшие в использовании и давно потерявшие «товарный вид». Время на подготовку – 5 минут. Дети делятся по группам.
    Предметы: старый носок, пустая консервная банка, лопнувший шарик, перегоревшая лампочка.
    "Аплодисменты по кругу"
    Педагог : Мы хорошо поработали сегодня, и мне хочется предложить вам игру, в ходе которой аплодисменты сначала звучат совсем тихо, а потом станут все сильнее и сильнее. Педагог начинает тихонько хлопать в ладоши, глядя на одного из участников и постепенно подходя к нему. Далее уже этот участник выбирает из группы следующего, кому они аплодируют вдвоем с педагогом. Третий выбирает четвертого и так далее. Последнему участнику аплодирует уже вся группа.

    психологические упражнения для тренингов

    Тренинг развития креативности и творческих способностей

    Концептуальное введение:

    Креативность (от англ. create – создавать, англ. creative – созидательный, творческий) – творческие способности индивида, характеризующиеся готовностью к созданию принципиально новых идей, отклоняющихся от традиционных или принятых схем мышления и входящие в структуру одаренности в качестве независимого фактора, а также способность решать проблемы, возникающие внутри статичных систем. Согласно авторитетному американскому психологу Абрахаму Маслоу – это творческая направленность, врожденно свойственная всем, но теряемая большинством под воздействием среды.

    Творчество – деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей. Будучи по своей сущности культурно-историческим явлением, творчество имеет психологический аспект: личностный и процессуальный. Оно предполагает наличие у личности способностей, мотивов, знаний и умений, благодаря которым создается продукт, отличающийся новизной, оригинальностью, уникальностью. Изучение этих свойств личности выявило важную роль воображения, интуиции, неосознаваемых компонентов умственной активности, а также потребности личности в самоактуализации, в раскрытии и расширении своих созидательных возможностей. [Краткий психологический словарь / Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. – Ростов н/Д.: Феникс, 1999. – C.380].

    Креативность (от лат. creatio – «созидание») – это способность человека порождать необычные идеи, оригинальные решения, отклоняться от традиционных схем мышления. Креативность является одним из компонентов творческой личности и не зависит от эрудиции. Людей, обладающих высоким уровнем креативности, называют креативами.

    Как считает ряд ученых, в проявлении креативности, а точнее – дивергентного мышления, являющегося основой креативности, роль генетического фактора, в отличие от средового, невелика (Р. Николе ; Е.Л. Григоренко, Б.И. Кочубей, 1989).

    Среди многочисленных фактов, которые подтверждают важнейшую роль семейно-родительских отношений, есть и такие:

    1. Большие шансы проявить творческие способности имеет, как правило, старший или единственный ребенок в семье.
    2. Меньше шансов проявить творческие способности у детей, которые идентифицируют себя с родителями (отцом). Наоборот, если ребенок отождествляет себя с «идеальным героем», то шансов стать креативным у него больше. Этот факт объясняется тем, что у большинства детей родители – «средние», нетворческие люди, идентификация с ними приводит к формированию у детей нетворческого поведения.
    3. Чаще творческие дети появляются в семьях, где отец значительно старше матери.
    4. Ранняя смерть родителей приводит к отсутствию образца поведения с ограничением поведения в детстве, что способствует развитию креативности.
    5. Благоприятно для развития креативности повышенное внимание к способностям ребенка, ситуация, когда талант становится организующим началом в семье. Итак, семейная среда, где, с одной стороны, есть внимание к ребенку, а с другой стороны, к нему предъявляются различные несогласованные требования, где мал внешний контроль за поведением, где есть творческие члены семьи и поощряется нестереотипное поведение, приводит к развитию креативности у ребенка (В.Н. Дружинин, 1999, с. 214-215).

    Т.С. Суслова выявила основные черты, характерные для креативных личностей. Это сознательность, ответственность, упорство, чувство долга, высокий контроль над поведением и эмоциями, решительность, предприимчивость, склонность к риску, социальная смелость, интернальный локус контроля, интеллектуальная лабильность. В.Н. Дружинин (1999) полагает, что развитие креативности идет по следующему механизму: на основе общей одаренности под влиянием микросреды и подражания формируется система мотивов и личностных свойств (нонконформизм, независимость, мотивация самоактуализации), и общая одаренность преобразуется в актуальную креативность, т. е. креативность – это синтез одаренности и определенной структуры личности.

    Препятствуют проявлению креативности низкий интеллект, нейротизм и тревожность.

    Цель : осознание креативности в себе и её развитие. (Развитие способности участников находить новые нестандартные (креативные) решения задач; налаживание коммуникативных связей внутри группы.)

    Задачи:

    1. Осознание и преодоление барьеров для проявления и развития творческого мышления.
    2. Осознание характеристики креативной среды.
    3. Формирование навыков и умений управления творческим процессом.

    Материалы : бумага, ножницы, карандаши, модели предметов, мяч, газеты.

    Этапы работы:

    I. Этап – разогрев

    Упражнение «Перекинь мяч»

    Цели : вербальное и невербальное общение, сближает членов группы. Оно направлено на раскрепощение членов группы, на установление контактов друг с другом и поиску быстрого решения поставленной задачи.

    Материалы : мяч.

    Время : 2-5 минут

    Процедура : Участники стоят в тесном кругу, им дается небольшой мячик (размером приблизительно с теннисный) и формулируется задание: как можно быстрее перекинуть этот мячик друг другу так, чтобы он побывал в руках у каждого. Ведущий фиксирует потребовавшееся на это время. Оптимальное число участников в кругу от 6 до 8; при большем их количестве целесообразно выполнять упражнение в нескольких подгруппах. Упражнение повторяется 3-4 раза, ведущий просит делать его как можно быстрее. Когда затраты времени доведены примерно до 1 с на каждого участника, ведущий просит изобрести и продемонстрировать способ, которым можно перекинуть мяч так, чтобы он побывал в руках у каждого, потратив лишь 1 с на всю группу. Обычно через некоторое время участники придумывают и демонстрируют соответствующее решение. (Оно состоит в том, что все они ставят сложенные «лодочкой» руки друг над другом и поочередно разводят ладошки в стороны. Мячик, падая вниз, передается из рук в руки и таким образом успевает побывать у каждого участника). Задача решена!

    Психологический смысл упражнения . Демонстрация того, как проблема может быть решена более эффективно с помощью нетривиального подхода к ней и как этому препятствуют стереотипы («перекинуть – значит подбросить вверх, а потом поймать»). Сплочение группы, обучение координации совместных действий.

    Вопросы для обсуждения:

    1. Что мешало сразу же увидеть быстрый способ выполнения задания, какой стереотип при этом активизировался?
    2. Кому первому пришла мысль перебрасывать мяч, не подкидывая, а роняя его, и что подтолкнуло к этой идее?
    3. Какие ситуации, когда стереотипное видение мешало разглядеть простой и нетривиальный способ решения проблемы, встречались в жизненном опыте участников и как удавалось преодолеть эти ограничения?

    Упражнение «Островки» (5-10 минут)

    Цель : всем участникам разместится на газете. (на всей, на половине газеты, на трети).

    Материалы : газеты.

    Время : 5-10 минут

    Процедура : Участники разбиваются на группки по 4-6 человек и на скорость выполняют задания.

    Смысл упражнения : Создание условий для воплощения и выдвижения идей о способах действия нестандартной ситуации, сплочение группы, физическая разминка. Участники обмениваются эмоциями и чувствами и озвучивают все свои идеи.

    II. Этап – Основная деятельность

    Упражнение «Стоп-кадр»

    Цель : развитие навыки экспрессии, с другой – дает возможность участникам в новом ракурсе взглянуть на свое отношение к тем жизненным сферам, которых касаются слова.

    Материалы : список слов.

    Время : 10 минут

    Процедура : Участники свободно перемещаются по аудитории. По команде ведущего, подаваемой с помощью хлопка в ладоши, они останавливаются и демонстрируют с помощью мимики и пантомимики (позы, жестов, движений тела) то слово, которое называет ведущий. «Стоп-кадр» продолжается 8-10 с, после чего по повторному хлопку ведущего участники опять начинают свободно перемещаться по помещению, пока не прозвучит следующий хлопок и не будет названо очередное слово. Желательно заснять «стоп-кадры» с помощью цифровой фото или видеокамеры и продемонстрировать отснятые материалы участникам непосредственно после упражнения.

    Можно использовать, например, такие наборы слов:время, прошлое, детство, настоящее, учеба, будущее, профессия, успех;встреча, общение, понимание, дружба, любовь, семья, счастье.

    Упражнение «Применение предметов»

    Цель : развитие творческого интеллекта.

    Материалы : скрепку для бумаг, зубную щетку, карандаш, спичку... и т.д.

    Время : 10–15 минут

    Процедура : За две минуты найдите как можно больше применений для обувного шнурка и запишите их. Это упражнение, развивающее творческий интеллект для рассмотрения можно брать любой другой предмет.

    Вопросы для обсуждения:

    1. Сложно было придумывать новое применение простым и знакомым вещам?
    2. Как можно применять ваш предмет?
    3. О чем заставило задуматься это упражнение?

    Упражнение «Арка»

    Цель : развитие творческих способностей, поиска нестандартного решения поставленной задачи.

    Материалы : ножницы, бумага.

    Время : 10 минут

    Процедура : Участники объединяются в команды, получают бумагу формата А4, и им дается задание: изготовить такую арку, чтобы через нее смог пройти любой из участников или все по очереди. Продемонстрировать как можно больше способов.

    Вопросы для обсуждения:

    1. Кому сначала казалось, что выполнить упражнение невозможно?
    2. Часто ли возникают такие ситуации?
    3. Кто подсказал решение или это коллективное?

    III. Этап – Завершение

    Упражнение «Творческая жизнь»

    Цель : обобщить представление частников о своих творческих способностях и найти свое творческое начало.

    Время : 7–15 минут

    Материалы : бумага, ручки.

    Процедура : Участники объединяются в группки по 5-6 человек, получают задание: Сформировать перечень рекомендаций, которые позволят «сделать более творческой собственную жизнь», и записать их. Формируемые рекомендации должны быть реально воплотимы в жизнь всеми участниками или хотя бы большинством из них (т.е не подразумевать наличие каких-либо редко встречающихся способностей, слишком крупных материальных затрат и т.п).

    Предлагаемые игровые упражнения направлены на развитие и активизацию креативности - системы творческих способностей.

    Задача этих упражнений - научить человека продуктивно действовать в ситуациях новизны и неопределенности, опираясь на свой творческий потенциал; ориентироваться в быстро меняющихся обстоятельствах, принимать адекватные решения при неполноте исходных сведений для этого.

    Что, Откуда, Как

    Описание

    Участникам, сидящим в кругу, демонстрируется какой-либо необычный предмет, назначение которого не вполне понятно (можно использовать даже не сам предмет, а его фотографию) . Каждый из участников по порядку должен быстро ответить на три вопроса:

    Что это?

    Откуда это взялось?

    Как это можно использовать?

    При этом повторяться не разрешается, каждый участник должен придумывать новые ответы на каждый из этих вопросов.

    Самый простой способ добыть реквизит для этого упражнения - брать не предметы целиком (их назначение, как правило, более или менее ясно) , а обломки чего-либо - такие, чтобы по ним сложно было понять, откуда они взялись.

    Смысл упражнения

    Легкая «интеллектуальная разминка», активизирующая беглость мышления участников, стимулирующая их к выдвижению необычных идей и ассоциаций.

    Обсуждение

    Какие ответы на вопросы запомнились участникам, представляются самыми интересными и оригинальными?

    Земля круглая

    Описание

    «Все знают, что Земля круглая. Но какой конкретно смысл можно вложить в эти слова? Как показывают психологические исследования, многие дети понимают эти слова совсем не так, как ожидают от них взрослые. Например, они считают, что Земля - это плоский круг, который плавает в море или свободно парит в космосе. При этом на вопрос, какую форму имеет Земля, они вполне обоснованно отвечают: "Круглая! " - и этот ответ не противоречит их представлениям об устройстве мира. Придумайте как можно больше других вариантов, как можно ошибочно, но с точки зрения логики непротиворечиво представить себе "круглость" Земли».

    Упражнение выполняется в подгруппах по 3-5 человек, время работы 6-8 минут.

    Смысл упражнения

    Помимо отработки умения генерировать идеи, упражнение позволяет продемонстрировать возможность неоднозначных трактовок и, как следствие, возникновения ошибок даже при понимании «прописных истин», кажущихся очевидными.

    Обсуждение

    Противоположности

    Описание

    Участникам предлагаются краткие описания нескольких ситуаций и предлагается придумать ситуации, которые можно было бы рассматривать как противоположные предложенным. Упражнение выполняется в подгруппах по 3-4 человека, время работы определяется исходя из расчета 2- 3 минуты на ситуацию. Потом представители каждой из подгрупп поочередно озвучивают придуманные варианты и аргументируют, почему их можно рассматривать как противоположные предложенным ситуациям.

    Для работы можно предложить, например, такие ситуации:

    Боксер выходит на ринг.

    Девушка едет с горки на роликах.

    Фотокорреспондент передает в редакцию снимки с соревнований.

    Конечно, можно предлагать и другие ситуации, однако следует избегать слишком простых вариантов, в которых противоположные ситуации очевидны, а выбирать такие, где противоположности не столь очевидны или, по крайней мере, их можно выделить на основе разных признаков.

    Смысл упражнения

    Тренировка мышления «от противного» - способа поиска решений проблем, при котором для более полного понимания их сути представляется их противоположность. Развитие гибкости в восприятии жизненных ситуаций. Поиск неочевидных вариантов решения.

    Обсуждение

    Какой смысл вкладывался в понятие «противоположность» при выполнении этого упражнения? В каких ситуациях придумать противоположные варианты было легче, а в каких сложнее, с чем это связано? Приведите примеры жизненных ситуаций, где может пригодиться подход к решению проблем «от противного».

    Необычные действия

    Описание

    Каждому из участников предлагают вспомнить какое-нибудь своё необычное, оригинальное действие, странный и не вполне объяснимый с позиции здравого смысла поступок, совершенный на протяжении последних одного-двух месяцев (на размышления дается 1-2 минуты). Потом участников просят кратко рассказать о нем, а также прокомментировать:

    В чем именно они видят необычность этого действия?

    Что, с их точки зрения, к нему побудило?

    Как они оценивают это действие «задним числом» - к чему оно

    привело, стоило ли его совершать?

    Если в группе меньше 12 участников, упражнение целесообразно выполнять всем вместе, при большем Числе участников группу лучше разделить на 2- 3 подгруппы, которые будут работать параллельно.

    Смысл упражнения

    Упражнение способствует переносу знаний и умений, связанных с креативностью, на рассмотрение собственной жизни, повышению степени открытости к новому жизненному опыту.

    Обсуждение

    Как необычные действия влияют на нашу жизнь - делают ее ярче, интереснее, сложнее, опаснее или меняют как-то еще? Были ли у участников в последнее время ситуации, когда хотелось совершить нечто необычное, но что-то остановило? Если да, то что именно остановило их и как это оценивается «задним числом» - правильно ли, что действие не совершено, или все-таки лучше было бы его совершить? Чьи необычные действия участникам захотелось повторить?

    Применение умений

    Описание

    Каждый из участников называет какое-нибудь спортивное умение, которым он владеет (например, кататься на сноуборде или на роликах, подтягиваться на перекладине, кидать мяч в точно заданном направлении и т. п.). Потом остальные участники предлагают возможные варианты применения этих умений - не только в физкультуре и спорте, но и в других жизненных областях. Упражнение

    выполняется в общем кругу.

    Смысл упражнения

    Упражнение обучает генерировать идеи о способах практического применения имеющихся у участников ресурсов, способствует повышению самооценки, а также повышает мотивацию к выработке новых умений и совершенствованию имеющихся.

    Обсуждение

    Участники обмениваются своими впечатлениями и соображениями о том, какие новые умения и способы применения их заинтересовали.